Асагадай тала дайдаар аяншалга
Асагадай тала дайдаар аяншалга

Буряад зоной гайхамшагта соёл болбосоролтой танилсалгаяа Улаан-Үдэһөө холо бэшэ, 50-аад модоной зайда байгааша Асагат нютагһаа һабагшалая. Тиишээ харгылха гэбэл, Буряадай түүхэ, энэ нютаг тухай шухаг мэдээнүүдые оложо, хадууха шухала. Жэшээнь, юундэ анхан буряадууд «Шулуутай газарта буусаяа бари, шонотой газарта малаа бари» гэжэ хүсэдэг байгааб, хайшан гэжэ Асагад нютаг бии болооб, юундэ манай элинсэгүүд Ойхон олтирогһоо Загарайн аймагта нүүжэ ерээб?

            Эдэ мэтын ойлгосо мэдээнүүдтэй ВИРТУАЛ гид танилсуулха аабза. Танилсалгын хүтэлбэр эртэ урданай Асагадай дасанһаа эхилхэ байха. Энэ дасан 1824 ондо байгуулагдаһан, харин 1936 ондо һандаргаагдаһан, зүгөөр 1992 ондо дахяад һэргээгдэһэн түүхэтэй. Дасанай удаа -  Агваан Доржиевай музей орожо харахат. Энэ хадаа Будаадын шажанай үндэр санаартанай сагаан дэнгээр хэмэл дүрсэнүүдэй Зүүн Сибирьтэхи ори ганса иимэ музей мүн. 

            Агваан Доржиев – XX зуунай суута буряад ламануудай нэгэн болоно. Тэрэ Загарайн аймагай Хара-Шэбэр нютагта түрэһэн намтартай. Түбэд орондо буддын суртаал һургуули шудалжа, XIII дүгээр Далай ламын багша байһан, удаань зүбшэгшэгшэнь, юрэдөө, найдамтай нүхэрынь боложо илгарһан гэдэг. Агваан Доржиев Түбэдэй болоод Оросой талые хамгаалан, нилээд горитой ажал ябуулһан солотой. Тэрээн зуур, буряадайнгаашье байра байдалда анхаралаа табижа байгаа. 1825 ондо Асагадай дасан барилга үүсхэһэн байна. Гадна, Санкт-Петербургда 1915 ондо нээгдэһэн Гүнзэнчойной дасан барилга мүн лэ эрхилһэниинь мэдээжэ. Шэрэтээршье тэндэ һуугаа. Агваан Доржиевай наһанай һүүлшын жэлнүүд лама санаартанда зоболон гашуудалтай 30-аад онуудтай тудалдаа. Сүлэлгэһөө түрэл нютагаа бусажа үрдижэ, Улаан-Үдын түрмын больницада 85 наһатайдаа тагаалал болоһон гэхэ. Хүдөөлэгдэһэн газарынь мэдэгдээгүй. 


            Агваан Доржиевай гэр Хара-Шэбэрһээ Асагадай дасанай ойро урлигдан табигданхай. Тэндэ хаалтада абтаһанайнь, мүшхүүлһэнэйнь протоколнууд хадагалаатай. Наһанһаа нүгшэхын урда хэгдэһэн фото зурагынь бии. Буддын шажанай үндэр санаартанай сагаан дэнгээр бүтээгдэһэн дүрсэнүүдэй музей мүн лэ тэндэ. Гэрэй баруун буланда Агваан Доржиевай, шаби болон дүтын нүхэр болохо XIII дүгээр Далай ламын, тиихэдэ һая һэргээгдэжэ байһан дасанай  газар рамнайлжа үгэһэн XIV-р Далай ламын дүрсэнүүд хабсарагданхай байдаг. Тэрэшэлэн, Агваан Доржиевай дүтын нүхэр Хамба лама Юролтуевай дүрсэ баһал хэгдээтэй. Энэмнай Буряадтаа суутай эрдэм ехэтэй эмшэ лама мүн болоно. Хаан түрэлтэ Михаил Романовта шонын уушха зөөжэ һуулгаһан эмшэн энэ гэжэ буряадууд этигэдэг. Үшөө тиихэдэ, дэлхэйн медицинэдэ үзөөгдөөдүй байһан гайхамшагта тэрэ ушарые нюдөөрөө хараһан Агваан Нима Цыдыпдоржиевай дүрсэ энэ сагта мүн лэ бүтээгдэжэ байнхай. 


            Удаадахи шата гээ һаа, «Талын нүүдэлшэн» гэһэн аяншалгын зохид буудал хүрэхэт. Эндэ һэеы гэрнүүд тодхоотой, нэгэн соонь хизаар ороноо шэнжэлэлгын музей зохёогдонхой. Буряад наадануудта, ёохор хатарта хабаадалсахат, буряад номоор сагаалса харбаха, амтатай эдеэнһээ – «боро шүлэнһөө», буузаһаа, мангир һонгиноһоо, шаанди хилээмэһээ, боово баншаһаа, халуун сайһаа – хүртэлсэхэт. 

Подробнее: http://www.baikal-tales.ru/reserve/30467/

В старину, в далекую старину, из местности под названием Хамша один за другим стали исчезать правители этой земли — амбани. А надо сказать, что амбаня выбирали из самых знатных нойонов. Только выберут, только великий хан провозгласит его амбанем, только приедет новый правитель на место, как на следующий день скачет гонец из пределов Хамши с вестью об исчезновении очередного амбаня. Вот уже и нойонов стало не хватать. Тогда хан вызвал во дворец одного простого торговца и говорит ему:

— Придется тебе стать амбанем местности Хамша.

— Да как же я справлюсь?! — взмолился торговец.

— Это мое последнее слово, — еще строже сказал хан. Ничего не оставалось торговцу, как согласиться.

— Ладно, — вздохнул он, — что поделаешь. Если нельзя ослушаться ханского повеления, придется подчиниться. Но прошу прислушаться и к моим просьбам. Первая из них будет такая: провозгласите меня Грозным Черным амбанем местности Хамша. Только с таким величественным именем я могу спокойно отправиться в далекие земли. Но для этого выполните вторую мою просьбу: пусть меня проводят туда три тысячи всадников, чтобы следом за мной поднималась столбом красная пыль от земли до неба. А чтобы люди за три дня знали о моем приближении, чтобы они, сойдя с дороги и сняв шапки, кланялись мне, — выполните и третью просьбу: пошлите впереди тридцать лучших глашатаев.

Выполнил хан все три пожелания простого торговца. И через три дня тронулся новый правитель в путь-дорогу в сопровождении трех тысяч всадников. А глашатаи давным-давно впереди скачут, народ оповещают: «Грозный Черный амбань едет править провинцией Хамша! Прочь с дороги! — не то потопчут вас кони доблестных всадников нового правителя. Шапки долой! — не то воины снимут их вместе с вашими головами».

Дивятся люди, толкуя между собой: «Вовек не бывало у нас такого важного правителя, как Грозный Черный амбань! Разве такой позволит похитить себя?»

А торговец ехал, ехал и говорит своим спутникам:

— Поезжайте дальше, не задерживайтесь, а я заверну к своему старому знакомцу. Не хотелось бы мне пугать его семью ни своим новым титулом, ни своим грозным именем. Пусть я для них останусь прежним торговцем.

Свернул он с дороги на узкую тропу и в скором времени добрался до маленького селения, в котором частенько останавливался под кровом одного гостеприимного дома. Обрадовались ему хозяева, но и печали своей не стали скрывать.

— Родился у нас младенец, — говорят они гостью. — Радоваться бы надо, но ребенок вот уже неделю заходится в беспрестанном плаче. Мы не знаем, что и делать.

Переступил торговец порог дома, и младенец смолк, задышал ровно-ровно и впервые уснул спокойным сном.

Вот попил гость чаю, поговорил с хозяином о разных разностях и прощаться стал, сославшись на неотложные дела. Только захлопнулась за ним дверь, как проснулся ребенок и заревел пуще прежнего.

Кинулись хозяева вслед за торговцем.

— Сделай милость, — говорят, — переночуй у нас. Мы хоть немного отдохнем. Ребенок-то, оказывается, только при тебе не плачет.

Грешно отказывать добрым да открытым людям. И остался торговец ночевать.

Вот захотелось ему среди ночи свежим воздухом подышать. Подошел он к двери. А надо вам сказать, что в этом селении двери на ночь еловыми колышками подпирали. Эту самую подпорку и прихватил с собой торговец, выйдя на улицу.

Присел он на крылечко, а подпорку рядом положил. Задумался бывший торговец, глядя на звезды, о своей странной судьбе, о своем теперешнем могуществе да величии и о полной беспомощности своей предугадать будущее. Вдруг слышит рядом с собой чье-то надсадное сопение и голос: «Сегодня к нам заходить нельзя. У нас гостит Грозный Черный амбань».

Огляделся торговец — никого рядом нет, только подпорка от двери, казалось бы, подпрыгивает да перекатывается по крылечку.

— Неужто это ты разговариваешь? — удивился торговец.

— Кроме меня — некому, — отвечает подпорка.

— Да разве вещи могут говорить? — спрашивает ее торговец.

— Смотря какие вещи, — отвечает подпорка. — Однажды небесные дети, спустившись на землю вместе со мной, заигрались и забыли меня в этом селении. Лежала я три года то под дождем, то под снегом, пока нынешний хозяин не подобрал меня, не принес к себе в дом и не нашел мне дела.

— Кого же ты не пускаешь в дом, с кем столь грозно разговариваешь, упоминая мой высокий сан? — полюбопытствовал он.

— Я говорила с духом здешнего Гнилого озера. Он похищает детей из этого селения. Только имя Грозного Черного амбаня отпугнуло его сегодня от нашего дома.

— А ты знаешь, как спасти младенца? — полюбопытствовал торговец.

— Небесным вещам все ведомо о вещах земных, — молвила подпорка. — Перво-наперво надо высушить Гнилое озеро, для этого хватит шестидесяти возов известнякового камня. Если известь разом вывалить в озеро, то оно вскипит, запенится, и белый туман с черным дымом заволокут небо. Ни капли воды не останется в Гнилом озере, и тогда со дна его выползет поганая черепаха, под панцирем которой и нашел пристанище болотный дух, похищающий детей.

— Будь мне помощницей и попутчицей, — попросил торговец еловую подпорку от дверей.

— Если хозяин отпустит, то пойду с тобой на край света, — согласилась подпорка.


На другое утро проснулись хозяева отдохнувшие, подобревшие и говорят:

— Семь ночей мы не смыкали глаз. Спасибо вам, дорогой гость, за ваш вещий приход к нам, за то, что дитя наше до сих пор спит — не просыпается, сил набирается. Не смеем вас больше задерживать.

— Я нашел след злодея, который мешает вашему покою, — говорит им гость. — Подгоните к озеру шестьдесят подвод, груженных известняком.

Собрались люди селения и сделали все, что сказал им торговец.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика