Путешествие в Ацагатскую долину
Путешествие в Ацагатскую долину

Знакомство с удивительной бурятской культурой начинается в селе Ацагат, которое находится в 50 км от Улан-Удэ. Во время поездки ВИРТУАЛЬНЫЙ гид  расскажет о легендах, малоизвестных фактах из истории Бурятии и самого села. К примеру, можно будет узнать, почему раньше среди бурят существовало пожелание «Поселиться тебе на каменистой земле в окружении волков», как образовалось село Ацагат, и почему наши предки с острова Ольхон перебрались именно в Заиграевский район.

Экскурсионная программа начнется со знакомства с историей старинного Ацагатского дацана, который основан в 1824 году и построен по инициативе Цаннид-ХамбоАгвана Доржиева в честь бурхана Цаган Дара-эхэ (Белой Тары). В 1936 году закрыт и разрушен. В 1992 году был восстановлен. 

Картинки по запросу фото ацагатского дацана

После дацана – посещение дома музея Агвана Доржиева, единственного в Восточной Сибири – музея восковых фигур буддийских иерархов. Интересный и познавательный рассказ о жизни и деятельности известного ученого богослова Агвана Доржиева.

Агван Лобсан Доржиев (1853-1938 гг)  - один из известнейших бурятских лам XX века. Родившись невдалеке от того места, где был построен "Ацагатский дацан", в селе Хара-Шибирь Заиграевского района Бурятии, он получил буддийское образование и Тибете, и настолько преуспел, что стал наставником (Цаннид-хамбо) юного Далай-ламы XIII, а в последствии его советником, другом и доверенным лицом. Исполняя дипломатическую миссию Агван Доржиев представлял интересы Тибета и России и многое сделал для развития национальной бурятской культуры и буддизма. Он был инициатором  основания в 1825 году дацана в селе Ацагат, теперь это один из старейших дацанов России. В начале XX века это был крупный известный центр тибетской медицины, возглавляемый другом Агвана Доржиева - Хамбо-ламой Юролтуевым. 

Вернувшись на родину, Агван Доржиев инициировал и строительство дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, открывшегося в 1915 году, и был его настоятелем. Последние годы жизни Агвана Доржиева пришлись на страшные для буддийского духовенства 30-ее. Он вернулся в родные места, в Бурятию. Буддолог Е.М.Леонтьева: "Биографии бурятских лам того времени очень схожи: даты смерти у всех - 1937-38 годы. Агван Доржиев погиб в 1938-м году в тюремной больнице Улан-Удэ, в возрасте 85 лет, и место его захоронения неизвестно. Это трагическая страница в истории российского буддизма" .
 
С 1999 года вновь отстроенный Ацагатский дацан гостеприимно принял на своей территории невдалеке от целебного минерального источника Хара-Ацагат  старый бревенчатый дом, где жил когда-то этот выдающийся человек и лама-просветитель. Сейчас там государственный музей. Дом был перенесен сюда с исходного места в селе Хара-Шибирь. В Доме-музее Агвана Доржиева хранятся копии протоколов ареста и допросов, фотографии Агвана Доржиева, сделанные накануне гибели. В последние годы жизни он занимался составлением алфавита общемонгольского языка. "Даже на пороге смерти он ратовал за развитие культуры своего народа", - отмечает Тарба Доржиев. Всего фондовая коллекция музея насчитывает 1430 единиц хранения.
Здесь  же возник и музей восковых фигур буддийских иерархов. В правом углу дома можно увидеть восковые фигуры: портретную восковую копию легендарного философа, ламы- просветителя, дипломата Агвана Доржиева, хозяина этого дома.
Рядом с ним расположена фигура его ученика и близкого друга - Далай ламы XIII. 
А в левом углу расположилась статуя Его Святейшества Далай ламы XIV, нашего современника, освятившего место под строительство воссоздаваемого Ацагатского дацана, и посетившего его дважды.

По словам управляющего делами Ацагатского дацана Тарбы Доржиева, создание музея восковых фигур сопровождалось разными мистическими курьезами. Фигуры создавались в Монголии, и при перевозке одной из них на таможне монголы потребовали предъявить им еще один паспорт, приняв фигуру в машине за живого человека. 

Другая странность: при создании восковой фигуры Далай ламы XIII  по его фотографиям монголы каким-то образом умудрились сделать копию другого - ныне здравствующего Его Святейшества Далай-ламы XIV. "Это весьма символический курьез,- заметил Тарба Доржиев. - Эту дорогую фигуру дацану в итоге просто подарили". 

В музее еще есть одна фигура - Хамбо-ламы Юролтуева - соратника и близкого друга Агвана Доржиева. Он был знаменитым по тем временам врачом тибетской медицины, легендарной фигурой в Бурятии. Буряты утверждают, что есть свидетельства того, что этот врач сумел пересадить легкие молодого волка представителю царской семьи, Михаилу Романову. Сейчас еще в процессе создания фигура Агвана Нимы Цыдыпдоржиева, свидетеля той первой в истории мировой медицины трансплантации. В свое время Хамбо-лама Юролтуев совершил множество врачебных подвигов.

Следующий этап - переезд на туристический комплекс Степной кочевник. На туркомплексе установлены бурятские войлочные юрты, в одной из которых находится краеведческий музей, где в живой беседе и интересном рассказе гости познакомятся со старинным бытом бурятского народа и его традициями. Также гости смогут поиграть в старинные национальные игры, гости примут участие в национальном танце Ехор, постреляют из бурятского лука по мишеням и отобедуют вкусные блюда бурятской национальной кухни.

Картинки по запросу Степной кочевник
Обед из блюд национальной кухни (Суп «Боро-шулэн», буузы, салат, хлеб, боовы, чай) насытит любого туриста.

Посещение этнотуркомплекса «Степной кочевник»:
1. Традиционный обряд встречи гостей по бурятскому обычаю «Угтамжа» с песней: подношение Хадака (символа гостеприимства бурятского народа), белой пищи (символа достатка и чистоты помыслов).

Похожее изображение

2. Экскурсия по этнотуркомплексу, знакомство с домашними животными и птицей, лошадью, верблюдами, овцами, коровами. Катание на лошади или на конной упряжке (на телеге/санях)



3. Экскурсия в юрту-обсерваторию «Вселенная кочевника». Увлекательный рассказ о легендах и мифах бурят, связанных с Галактикой, том, как настоящие кочевники ориентировались по звездам.

Картинки по запросу юрта звезды

4. Знакомство с традициями бурятского народа, традиционным бурятским домом конца XIX и начала XX веков. Фотографирование.

Картинки по запросу бурятским домом конца XIX

5. Бурятские игры, обучение бурятскому объединяющему танцу Ёхор. Отдых на лоне природы. Подъем по лестнице на гору Тамхита. Зимнее катание на снеготюбах (по погоде).
Этно-тур или гостеприимное село Ацагат (2 дня/1 ночь)
Дополнительно: Обряд «Великолепное сватовство»; мастер-класс по прядению шерсти, вязанию; изготовление изделий из кожи; сбор бурятской юрты; купание в купели с холодной аршанской водой после горячей охотничьей сауны; ночевка в бурятской юрте и с утренним вкусным завтраком; однодневная экскурсия к глазному источнику и Ацагатскомуаршану с посещением бурятской семьи; мастер классы: изготовление бурятских бууз, забой барана, приготовление блюд из внутренностей барана.


Источник

Одна богатая женщина втайне от мужа назначила в степи свидание своему возлюбленному. Пока шла она к месту встречи, её ограбили воры и оставили совершенно нагой. Не могла она в таком виде домой возвратиться и решила дождаться темноты. Накрылась ивовыми ветками и присела около дерева на берегу большого озера. Видит: бежит лисица и кусок мяса в зубах тащит, а над ней ворона кружит. Вдруг поднялся ветер, взыграла вода в озере, и большой волной выбросило на берег рыбину. Волна откатилась обратно, а рыбина затрепыхалась, забилась на берегу. Глядя на это, лиса оставила свой кусок мяса и побежала чтобы схватить рыбину. Тем временем поднялась другая волна и, накрыв рыбину, унесла её опять в озеро. Так что лиса не успела её схватить. А ворона, кружившая над лисой, не стала мешкать, схватила кус мяса и была такова. Вот сидит лиса, помахивает хвостом, да поглядывает то в сторону озера, то вслед улетевшей вороне.

Увидела всё это женщина, что сидела под деревом, накрывшись ивовыми ветками, и говорит лисе:

— Вот ведь как получается: держала ты в своих зубах мясо, но тебе рыбки захотелось. И вот поднялся кусок мяса в небо, а рыба канула в глубине озера. Позарилась ты на то и на другое, да ни с чем осталась.

— Это я, на тебя глядя, опростоволосилась, — отвечает лиса. — Был у тебя муж, однако возлюбленного увидеть захотелось. Пока шла на свидание, ограбили тебя воры. Вот и сидишь здесь, укрывшись листьями, ни к возлюбленному пойти не можешь в таком виде, ни домой возвратиться.

У каждого человека есть свой порок, без этого не бывает человека. Так что не спеши высмеивать чужие недостатки и ошибки, забывая о своих, говорят мудрые люди.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика