Талын хүгжэм. Дамаари – сэсэн ухаанай hүлдэ тэмдэг
Талын хүгжэм. Дамаари – сэсэн ухаанай hүлдэ тэмдэг

Хүгжэмэй инструментнүүд буряад арадай ажабайдалда ехэхэн hуури эзэлдэг. Нүүдэлшэ буряадууд баян, онсо өөрын шанартай соёлтой. Ажабайдалдань дуу дуулалга ба хүгжэмэй зэмсэг дээрэ наадалга нилээдгүй ехэ hуури эзэлдэг. Эртэ урда сагта үргэл мүргэлнүүдтэ, сэрэгэй добтолгонуудта, агнуурида, малшад ба адуушадай үдэр бүриин ажабайдалда хүгжэмэй инструмент ехэ удха шанартай байhан. Арадай хүгжэмэй инструментнүүдые уран дархашуул бүтээдэг, харин дархалалгын нюуса  ба шадабари үеhөө үедэ дамжуулагдадаг hэн. Тиигэбэшье, буряад арадай хүгжэмэй инструментнүүд мүнөө болотор хүсэд шэнжэлэгдээгүй.

Ураданай ёhололой ханхинуулдаг инструментнүүдэй тоодо дамаари ородог. Тэрэ хоёр талаhаа тоншодог багахан гарай хэнгэрэг болоно. Элhэн часыда адли түхэлтэй. Дамаари Хитад гүрэнhөө гараhан түүхэтэй. Хэнгэрэг гээшэ арhа шангаар татажа хушуулhан хоёр нариихан тэбхэр хайрсагууд болоно. Хэнгэрэгэй сахаригынь модон, hайхан шэрээр шэрдээтэй, заримдаа hиилэмэл угалзануудтай байдаг. Хайрсагуудай холбогдоhон газарта арhан hур, тэрэнэй үзүүртэ багахан түмэр, модон гү, али арhаар хүрмэлдүүлhэн бүмбэгэнүүд уягдадаг. Хоёр иимэ уялаа дээрэ бүмбэгэнүүд хэнгэрэг  хүдэлгэхэдэ хоёр тээшэнь сохижо, хуурай, шэмэрүүн абяа гаргадаг. Энэ жаахан хэнгэрэг мүнөөшье үхибүүдтэ ба бүдүүн зоной дунда мэдээжэ зандаа. Хитадта наймаашад энэ хэнгэрэг абяа гаргажа, хүн зоной анхарал татаха дуратай.

Дамаари гэжэ үгэ түбэд хэлэнhээ абтаhан үгэ гээшэ. Буддын шажанай гүн ухаанда сэсэн ухаанай hүлдэ тэмдэг болоно. 


ПЕРЕВОД:

Музыкальные инструменты всегда занимали значительное место в жизни бурятского народа. Кочевники создали богатую и самобытную культуру, в которой пение и игра на музыкальных инструментах занимали значительное место в их жизни. В глубокой древности они имели большое значение в обрядах, ритуалах, военных походах, охотничьей практике и в повседневной жизни скотоводов, табунщиков. Народные инструменты создавались мастерами — умельцами и секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Но до сих пор музыкальные народные инструменты бурят остаются малоизученными.

Один из старейших культовых потрясаемых интсрументов относится дамаари – маленький двусторонний ручной барабан, по форме напоминающий песочные часы. Он родом также из Китая и появился в эпоху династии Сун, которая правила с 10 века. Сам барабан состоит из двух тонких деревянных ящичков квадратной формы, обтянутых кожей. Обод барабана деревянный, раскрашенный в яркие цвета, иногда с резными украшениями. К месту соединения ящичков прикреплен кожаный ремешок, на конце которого имеется шарик, металлический, деревянный или сплетенный из кожаных ремешков. 2 шарика висят на веревочке с двух сторон и при движении ударяют то об одну, то о другую сторону барабанчика, вызывая сухой, резкий звук.  Этот барабанчик популярен и сегодня и у детей и у взрослых - продавцы в лавках и на ярмарках в Китае любят привлекать внимание покупателей с помощью такой игрушки.   

Слово дамаари является заимствованием из тибетского языка. По буддийской философии дамаари является символом мудрости.  


Было это в давние времена. Поехал молодец к тестю в гости. За третьим перевалом увидал он семерых стариков. Сидят они чинно у костра, длинными трубками попыхивают, ждут, когда мясо сварится.

Подъехал молодец к костру, молчком с коня слез, молчком трубку прикурил, в стремя ногу вставил — собрался дальше ехать. Тогда говорит ему один из стариков:

— Не велика честь молодому батору, который не поздоровавшись со старшими, прикурил трубку от их огня и заспешил в путь, забыв нашу пословицу: сваренное откушай, стариков послушай.

Смиренно выслушал молодец старика и говорит:

— Правда ваша — допустил я большую оплошность, но не от гордости и самомнения, а по неопытности своей и беспечности, за что прошу у вас прощения.

Присел юноша к костру, отведал сваренного мяса, выслушал стариковские советы и отправился дальше.

И так легко у него на душе стало, что захотелось песню спеть. Но только затянул он раздольную песню, как подхватили мотив и глаза, и уши, и ноздри!

Испугался молодец, примолк и до самого конца пути рта не открывал.

Доехав до юрты своего тестя, молодец молчком переступил порог, молчком напился чаю и — к великому изумлению тестя — молчком отъехал со двора.


Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика