Талын хүгжэм. Хонхинуур
Талын хүгжэм. Хонхинуур

Буряад арад – монгол хэлэтэ арадуудай эгээл эртэ урданай нэгэниинь – баян онсо өөрын шанартай соёл бүтээhэн, тэрээнь соонь дуулалга ба хүгжэмэй инструмент дээрэ наадалга нилээдгүй ехэ hуури эзэлдэг. Шүтөөнэй гэжэ нэрлэгдэдэг бүлэг хүгжэмэй инструментнүүд бии. Эртэ урда сагта үргэл мүргэлнүүдтэ, сэрэгэй хүдэлөөнүүдтэ, агнуурида, малшад ба адуушадай үдэр бүриин ажабайдалда ехэ удха шанартай байhан.

Мүргэлэй үедэ хэрэглэгдэдэг хүгжэмэй инструментнүүдые гурбан бүлэг болгожо хубаахаар: hэжэрдэг, тоншодог ба үлеэдэг. Һэжэрдэг гү, али доhолгодог инструментнүүд ехэ hонирхолтой. Энэ хадаа хонхинодог, наярдаг, хангирдаг, нэердэг юрын лэ хонхинуур болоно. Хонхинуур оршон тойронхиие сэбэрлэдэг, муу хии юумэ үргээдэг үүргэтэй гээшэ.

Хонхинуур нааданхайда дуратай Хонхинуур басаган тухай буряад арадай онтохон бии. Энэ басаганда аяар 27 хонхинуур байhан гэхэ. Тэдэниинь ехэ аялга hайтай, уянгатама гоёор   ханхинадаг хадань, мэхэтэй үнэгэн хонхинуурнуудыень басаганhаа буляаха гэжэ шиидэhэн. Теэд хонхинуурнууд хара мэхэтэй арьяатанhаа hалахадань эзэн басагандаа туhалhан байгаа.

Фото: http://russianstock.ru/


ПЕРЕВОД:

Буряты - один из древнейших монголоязычных этносов - создали богатую и самобытную культуру, в которой пение и инструментальное музицирование занимают весьма значительное место. Кочевники создали богатую и самобытную культуру, в которой пение и игра на музыкальных инструментах занимали значительное место. Есть целая группа музыкальных инструментов, которые называют культовыми. В глубокой древности они имели большое значение в обрядах и ритуалах, военных походах, охотничьей практике и в повседневной жизни скотоводов, табунщиков.

Используемые ныне при богослужении музыкальные инструменты можно разделить на три группы: потрясаемые, ударные, духовые. Очень интересны так называемые потрясаемые музыкальные инструменты. К ним относится такой простой музыкальный инструмент, как хонхинуур, что в переводе означает «бубенцы, погремушка» от слова хонхир - «бряцать, звенеть, греметь, грохотать». Погремушки – хонхинуур - были призваны отгонять злых духов, очищать пространство.

Есть бурятская народная сказка про девицу Хонхинуур, которую так назвали, потому что она очень любила свои погремушки. Их у нее было целых 27 штук. Они красиво и мелодично звенели и хитрая лиса решила забрать погремушки у девушки. Но погремушки помогли девушке избавиться от коварного зверя. 


В давние времена жили два брата. Они были молоды и не знали жизни. Один был кроткий тихоня, хотел жить советами людей и понемножку стать богатым. Он был старший и звали его Галдан. Младший был решителен, но неслух. Он хотел жить своим умом, и, если придётся, жить богато, если не придётся, жить так, чтобы его все почитали. Звали его Баир.

Захотели братья поучиться, как надо им жить. Галдан сказал:

— Давай поедем к ламам. Они ближе всех к богам. Лучше всех знают как надо жить.

— Давай поедем! — согласился Баир. — Дорога тоже жизни научит.

Поехали. Ехали день, ехали два, ехали три дня. На четвёртый день увидели на дороге двух пожилых людей, которые играли в шахматы. Братья остановились возле них, стали смотреть. Галдан посмотрел немного и заторопил Баира.

— Надо ехать! Мы и так много времени потеряли.

— Я ещё хочу посмотреть, — сказал Баир. — Может быть, в жизни пригодится. Ты поезжай. Я потом догоню.

Уехал Галдан, а Баир остался смотреть игру шахматистов. Прошло три года. Братья ничего не знали друг о друге. Галдан окончил ученье. Узнал от лам как жить надо. Записал их советы в толстую книгу и поехал домой. Долго ехал, наконец доехал до того места, где брата оставил, и увидел, что два пожилых человека всё ещё играют в шахматы, а возле них сидит Баир. Братья поздоровались, и Галдан спросил:

— Ты так три года и просидел?

— Да, так и просидел, — ответил Баир. — Играть научился. Может быть, в жизни пригодится. — А ты где был?

— Я у святых лам жил. Всё теперь знаю. Все законы узнал, чтобы спокойно жизнь прожить, и всё записал в свою книгу. Поедем домой. Теперь я могу тебя научить.

— Пожалуй, поедем! — согласился Баир. И они поехали.

Ехали, ехали и увидели у дороги юрту. Захотели отдохнуть и зашли в неё. А там сидел старик и старуха и плакали:

— О чём вы так горюете, добрые люди? — спросили братья.

— У нас большое горе, — ответил старик. — Хан каждое утро вызывает к себе из народа одного человека играть с ним в шахматы. Проигравшему голову рубит. До сих пор никто его не обыграл. Завтра должен идти наш сын. И наш сын умрёт. Что делать?

И старики ещё сильнее заплакали. Тогда Галдан раскрыл книгу и стал искать подходящий совет.

— Вот, — сказал он, — слушайте совет мудрых лам. Они говорят: "Только судьба знает, что ожидает человека. Человек не может изменить намеченное судьбой. Подчиняйся судьбе!" Так учат святые ламы. Вам, добрые люди, надо подчиниться.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика