Ювелирное искусство Булата Жамбалова
Ювелирное искусство Булата Жамбалова

Бурятские мастера (дарханы) всегда пользовались огромным уважением их работа сопровождавшаяся выполнением многих обрядов, представлялась неким таинством, большинство секретов передавалось по наследству и только посвященным. Один из представителей такой династии - «белый» дархан Булат Гэндэнович Жамбалов.

Украшения (зуудхэл) у бурятского народа всегда относились к ценностям. Причем, скорее, вечным:  считалось, чем оно древнее, тем ценнее. У всех народов земного шара первоначальная функция украшения – магическая, первыми украшениями и были обереги. Они обеспечивали тому, кто их носит, защиту от злых духов и опасностей. Затем уже шла функция декоративная, выражение эстетических потребностей, радостей жизни, самоутверждения, стремления к красоте. Украшения в отличие от одежды имеют знаковую функцию: с их помощью человек стремится как-то выделиться, показать свою индивидуальность, быть замеченным.

По преданию, дарханами считали людей, владеющих кузнечным ремеслом. В мифах рассказывается, что небесный кузнец Божинтой отправил своих детей на Землю, чтобы людей обучить кузнечному искусству. Кузнецы, которые ковали изделия из железа назывались «черными», а те, кто работал с серебром, назывались «белыми» мастерами. Из серебра делали украшения для бурятского костюма, конскую сбрую и оружие. При этом применялась гравировка, филигрань, штамповка, насечка, чернение и серебрение.

KcCCRGKm8l8.jpg

Среди современников можно назвать несколько известных бурятских ювелиров, один из них -«белый» дархан Жамбалов Булат Гэндэнович. Родился мастер 16 июля в 1952 году в селе Тохой Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР. Еще будучи юношей Жамбалов заинтересовался ювелирным искусством. Свое мастерство юному Булату Жамбалову передал потомственный дархан Б-М. Г. Тубчинов. Получив азы ювелирного искусства, Жамбалов продолжил учебу в Абрамцевском художественно-промышленном училище в Московской области.

- Он учился в Закаменске у мастера Тубчинова, старого мастера. Именно оттуда он взял методы традиционной бурятской школы. После этого он обучался в Абрамцевском художественном училище, где он получил европейскую школу. Я считаю, именно сочетание двух этих школ вылилось в такое интересное творчество,- рассказывает супруга известного ювелира.

С 1975 года Булат Гэндэнович работал в художественно-производственных мастерских при Союзе художников Бурятии в качестве художника-ювелира, где начал выставлять свои работы на всех художественных выставках. Он был участником многочисленных республиканских, межобластных, зональных, российских, зарубежных выставок. Его произведения хранятся в Республиканском художественном музее имени Сампилова, в Этнографическом музее народов Забайкалья, в фондах «Росизопропаганда» (Москва), в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), в частных коллекциях Америки, Японии, Индии, Германии, Малайзии, Франции, Испании.

Булат Гэндэнович в своем творчестве продолжал традиции бурятского ювелирного искусства, создавая одновременно и традиционные, и современные по стилю и характеру ювелирные украшения. Он был мастером большого кузнечного таланта и мастерства, профессионалом в сфере ювелирного искусства. Талантливый мастер серебряных дел, опираясь на творческое наследие народа, упорно и целеустремленно вносил вклад в самобытную бурятскую культуру и ее дальнейшее развитие. В области ювелирного искусства художник создал образцы самого высокого класса.

Он создавал сложные мужские гарнитуры, предметы домашней утвари: шкатулки, флаконы, рюмки из рога, стаканы с блюдцами, подстаканники, предметы культа - курительницы, лампады, ритуальные сосуды, и снискавшие народную любовь женские комплекты с утончёнными рисунками серебряной нити и вставками камней.

Уникальные произведения Булата Гэндэновича отличаются богатым чеканным узором возвышенного рельефа. Украшены они рыбами, драконами, львами, цветами, зигзагами и спиралями, с использованием ажурной и накладной филиграни. Изделия мастер украшает малахитом, кораллами, лазуритом, нефритом, авантюрином, сердоликом. Все эти полудрагоценные цветные камни добывают и обрабатывают в Восточной Сибири.

Одну из работ мастера - национальный нож с подвеской, правительство Бурятии преподнесло президенту России Владимиру Путину. Этот бурятский «Дракон» (так называется нож) выполнен из серебра с закаленной сталью. В колоритном изделии присутствует ковка, плетение, чеканка, филигрань. Дополнено оно красным деревом, малахитом и кораллами. 

Жил когда-то бедняк. Как ни трудился он, как ни бился - всё никак не мог выбиться из нужды.

И вот дошёл он до отчаяния и решил: «Пойду-ка я разыскивать Бога. Разыщу и узнаю, долго ли мне маяться. Да тут же и выпрошу чего-нибудь для себя».

По дороге повстречался он с волком.

- Добрый путь, братец-человек! Куда ты идёшь? - спросил волк.

- Иду к Богу, - ответил бедняк, - горе своё хочу ему поведать.

- Как доберёшься до бога, скажи ему: есть, мол, на свете один голодный волк, день-деньской рыщет он по горам и долинам, а пропитания, найти не может. Спроси: долго ли тому волку голодать? И ещё скажи: если ты сотворил его, так и кормить должен.

- Ладно, - молвил бедняк и продолжал путь.

Много ли, мало ли он прошёл - встретил красавицу-девушку.

- Куда идёшь, братец? - спросила девушка.

- К Богу иду.

- Как увидишь бога, - взмолилась красавица, - скажи ему: есть одна девушка - молодая здоровая, богатая, а ни радости, ни счастья не знает. Как ей быть?

- Скажу, - пообещал бедняк и пошёл своей дорогой.

Встретилось ему дерево. Хоть оно и стояло у самой реки, но совсем засохло.

- Куда ты идёшь, эй, путник? - спросил дерево.

- К Богу иду.

- Тогда погоди, передай Богу и мои слова. Скажи ему: слыхано ли такое дело - расту я у самой речки, а круглый год стою сухим! Когда же я зазеленею?

Выслушал бедняк жалобу дерева и продол жал свой путь.

Шёл он, шёл, пока не дошёл до Бога.

Видит - восседает Бог в образе седовласого старца под высокой горой, прислонясь к утёсу.

- Добрый день! - молвил бедняк, став перед Богом.

- Добро пожаловать, - ответил Бог. - Чего тебе надо?

- Хочется мне, чтобы ты ко всем людям относился одинаково - не давал бы одному всё, другому ничего. Вот я - сколько ни бьюсь, сколько ни тружусь, а всё из нищеты не выбьюсь, многие же вдвое меньше меня работают, а живут в достатке и покое.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика