Игрушки бурятского народа
Игрушки бурятского народа

Детские игрушки занимают особое место в жизни каждого народа. Как правило, делали их наши предки из всего, что было под рукой – у славянских народов это глина, береста, солома, дерево. У кочевых народов, в том числе у бурят – кости, рога животных, камни, солома и так далее. Такие детские игрушки не только развлекали детей, но и готовили их к дальнейшей жизни, развивали ум, сноровку, внимание и так далее.    

Трудно сказать точно, когда появились детские игрушки. Главный источник наших знаний - археологические находки. Археологи условно называют игрушками все находки, сделанные в виде фигурок людей и животных. На территории Сибири нашли множество таких игрушек, выточенных из мягкого камня мергеля или из бивня мамонта за 35-12 тысяч лет до нашей эры.С древнейших времен кукла была участницей ритуальных действий. Она была связующим звеном между миром богов и миром людей. Она была подобием живого человека, находящегося в состоянии транса. Такая кукла не имела собственной сущности и всегда готова была принять иной облик и разделить чужую точку зрения. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Куклы-чучела спасли множество человеческих жизней - их приносили в жертву богам вместо людей. 

Почти во всех древнеславянских обрядах присутствуют куклы. Можно сказать, что наши предки играли с куклой в ходе религиозного обряда, но смысл и характер этой игры не походил ни на забаву, ни на развлечение. Это была серьезнейшая духовная работа, направленная на поддержание гармонии в самих себе и в мироздании в целом.

Потом куклы служили оберегами от болезней, несчастий, голода и бесплодия. Пока, наконец, не стали утешителями и воспитателями детей - игрушками.

Игрушка всегда была неотъемлемой частью быта любого народа, «зеркалом» его жизни. С давних же времен известно существование в России различных игрушечных промыслов. Это знаменитая Дымка, Каргополь, Вятка, Богородское, Сергиев Пасад и так далее.В словаре русского языка, составленном Владимиром Далем говорилось, что игрушка – «это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи». В России игрушке уделялось особое внимание, так, есть даже Государственный музей игрушки. Основан он в 1918 году знатоком детской игрушки Николаем Дмитриевичем Бартрамом, который хотел, чтобы дети в таком музее не только могли  рассматривать игрушки, но и играть в настольные игры складывать азбуку, читать книги, смотреть кукольные представления.В древности игрушки служили не только для игры, но и для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка, например, или мяч символизировали небо и небесный мир, они как бы соединяли ребенка с миром добра. И в игрушках никогда не было изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Кстати, житейское мнение, будто кукла - забава только для девочек, ошибочно. В куклы играли все дети, пока не имели иных различий в костюме, до 7-8 лет. И лишь когда мальчик облачался в порты, а девочка в юбку, их роли и игры строго различались.

Одна из первых, так называя, колышковая кукла, пишут исследователи, была сделана еще в 17 веке. Готовили ее из цельного куска дерева, у нее не было суставов, она не могла двигаться, и изначально была церковным атрибутом – служила для создания сценок на библейские темы. Затем в мире появились восковые куклы, культ которых до сих пор сохраняется на их родине – в Англии. Воск был первым материалом, из которого начали производить кукол на промышленной основе. Правда, из-за хрупкости воск использовался только для создания головки и шеи игрушки (изредка конечностей). Тело же у таких кукол был тряпичным. Однако у каждого народа материл, из которого делали первых кукол, был разным -  куклы могли быть соломенными, из пучков травы, из тряпья, бересты, - словом, того, что было под рукой. У бурят, как у кочевников-скотоводов, первые игрушки делали из костей животных.

Игрушки бурятского народа

Буряты очень заботились о своих детях, говорят исследователи. Относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Буряты не наказывали своих детей и не били и дети были абсолютно свободны — играли и веселились где только могли. Новорождённым мальчикам радовались больше, чем девочкам. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель. Она передавалась только от родителей мужа. Даже братья не могли брать колыбель друг у друга. Старая колыбелька была увешана оберегами — защитными ритуальными предметами, и на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло. Можно сказать, они и были первыми игрушками.

Вообще, все их игрушки имели прямое отношение ко взрослому миру. Там, где на зимних гуляниях в честь Сагаалгана мужчины показывали силу и ловкость, разбивая  «hээр» - длинный отросток грудного позвонка быка или коровы – малыши играли в косточки поменьше. Так появилась, например, игра «шагай» - в лодыжки. Игра лодыжками была известна ещё в древней Месопотамии, более 30 веков назад. Косточки по своей форме имеют шесть характерных позиции, и каждая имеет своё название. Особо ценились старые лодыжки, высушенные и отполированные временем, хранящие тепло ладоней предков.

Шагай наадан

В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» - играли не только дети, но и взрослые. Эта игра воспитывает характер, волю, развивает не только физические и нравственные качества, но также умственные способности: память, сообразительность, логическое и творческое мышление, устный счет, глазомер. В каждом доме эти косточки, предназначенные для игры, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись, раскрашивались в разные цвета и их коллекции были предметом особой гордости.

Из костей же делали куколок– но для этого использовали уже кости ног коров и лошадей. Эти кости напоминали фигуру человека, имели как бы головку и туловище, за что и называли эту кость тагалсагай уе - « бабка», а игру - «Бэрбэгы». Эти косточки одевали, из разных лоскутков шили им одежду, «голову» завязывали платком. Такие куклы получались высотой 8-10 сантиметров, долго служили и практически не ломались. Из коровьих костей делали куколок-детей, а куколок-родителей делали из ног коня, которые были крупнее. У мальчиков были свои игрушки. Поскольку буряты - потомственные скотоводы, как и, например, якуты, то это были разнообразные изображения лошади из дерева и кости.

В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги готовились из рогов крупного рогатого скота. Сегодня из рогов животных делают, в основном, сувенирных кукол и куклы из рога КРС получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой и применением природного материала. Сувениры из рога – старинные традиции

И с детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. В каждой юрте играли в эту древнюю игру, пришедшую к бурятам из Индии сотни веков назад. Играли и мальчики, и девочки, и взрослые, и старики. Во времена Чингисхана властители устраивали многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а шахматные фигуры состояли из живых людей, слонов и коней. 

В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.

Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!

Говорит ему богатырский конь:

- Не бери золотого пера. Возьмешь - горе узнаешь!

И задумался добрый молодец - поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.

- Спасибо! - говорит Царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу. А не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!

Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин?

- Царь приказал жар-птицу добыть.

- Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрашнему дню сто кулей отборной пшеницы было по всему чистому полю разбросано.

Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.

На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица. Прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, а стрелец-молодец выскочил из-за дерева, подбежал, связал жар-птицу веревками, сел на коня и поскакал во дворец.

Приносит царю жар-птицу. Царь увидал, обрадовался, поблагодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:

- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василисацаревна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златомсеребром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.

- Царь приказал добыть ему Василису-царевну.

- Не плачь, не тужи. Это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу. Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотой маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель. Долго ли, коротко ли, приезжает он на край света, где красное солнышко из синего моря восходит. Смотрит, а по морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом гребет.

Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.

А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.

- Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.

Василиса-царевна вошла в палатку. Начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, захмелела и крепким сном заснула. Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь в один миг прибежал. Тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука. Приехал к царю. Тот увидал Василису-царевну, сильно обрадовался, поблагодарил Стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика