Бурятская танка – искусство философии и медитации
Бурятская танка – искусство философии и медитации

Меняется ритм жизни, пространственное мышление, но в человеке, в художнике, всегда остается стремление обратиться к своим истокам, проникнуться культурным наследием своего народа. 

Буддийская аппликация танка, или свиток, – это древнее религиозное искусство тибетского буддизма. В переводе с тибетского слово «тан» значит «плоский», а суффикс «ка» означает «живопись». Таким образом, танка – это род живописи на плоской поверхности, которая может быть свернута в рулон, когда нет нужды ее демонстрировать. Ее либо рисуют, либо вышивают, и обычно она висит в монастырях или в домах у верующих. Живописные сюжеты танка включают образы Будды, сцены из жизни буддийских святых и учителей. Танка бывают разных размеров, от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Пишутся эти иконы на ткани красками, приготовленными из растительного сырья и непрозрачных минералов, некоторые фрагменты покрывают чистым золотом. Это очень кропотливая и тонкая работа. Чтобы нарисовать танка больших размеров группе художников приходится работать несколько месяцев или даже лет.


Танка это больше, чем просто произведение искусства. Танка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации. Изображения божества обычно сделаны тонким контуром, символичны жесты рук, украшенные драгоценными камнями – сапфирами, алмазами, кораллами и жемчугами. 

Танки имеют большое разнообразие стилей, могут изображать различные предметы или объекты. Танка может изображать Будду или другие божества, а также концепцию в тибетской космологии, астрологии и медицине. У каждого из божеств – свои атрибуты и свое назначение. Главенствующей в танка обычно является центральная фигура. Чудесному окружению соответствуют изображения персонажей танка. Буддийские танка-аппликации исполняются по строго устоявшимся канонам, согласно которым нельзя изменять жесты рук наклоны голов. Изменения допускаются лишь в окружении главного божества. Буддийской танка может заниматься не каждый человек, а лишь посвященные. 

Изготовление танка - сложный и длительный процесс, требующий аккуратности и строгой последовательности действий. Перед тем как приступить к рисованию божества, художник читает соответствующие молитвы, погружаясь в глубокое созерцание. 


Живопись выполняется на шёлковом или хлопчатобумажном полотне, покрытом специальным грунтом, в состав которого входит мел или белая глина. Краски — растёртые в порошок и смешанные со связующей основой природные минералы, такие как коралл, бирюза, малахит. Процесс написания иконы включает несколько этапов: создание карандашного эскиза, тонирование, прорисовку контуров и применение золота. Последним и самым ответственным шагом в изображении божества считается рисование лица. Особое внимание уделяется глазам, ведь, именно они делают его «живым». После окончания письма танка вшивается в специальное парчовое обрамление и освящается высоким духовным лицом. Для наиболее значительных икон на обороте делаются надписи — мантры-призывания, или похвалы божеству. 

  

Танки обычно делятся на две большие категории: те, которые пишутся минеральными красками и те, которые вышиты из шелка либо сплетены. Танки написанные красками делятся еще на пять категорий:

  •  Тханки с разными цветами в фоновом режиме.

  •  Тханки на золотом фоне.

  •  Тханки на красном фоне.

  •  Тханки на черном фоне.

  • Тханки с предварительно отпечатанными контурами (техника эстамп или ксилография), а затем обрисована красками.

Тханки которые имеют тканую вышивку, обычно сделаны из шелка, это могут быть шелковые гобелены или аппликации. Вышитые тханки обычно делают с разноцветными шелковыми нитями. Существует еще один вид тханки, в которой красиво оформленные цветные ткани украшены жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляются к ткани с помощью золотой нити, создавая блистательный и ослепительный эффект. 

Иконография танки богата информацией о духовной практике буддизма и тибетского мировоззрения. Танка может помочь медитирующим учиться и подражать качествам конкретного божества, или визуализировать свой путь к просветлению. Танка приносит благословение в домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости. Танки с изображением особого божества могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.

Жил когда-то бедняк. Как ни трудился он, как ни бился - всё никак не мог выбиться из нужды.

И вот дошёл он до отчаяния и решил: «Пойду-ка я разыскивать Бога. Разыщу и узнаю, долго ли мне маяться. Да тут же и выпрошу чего-нибудь для себя».

По дороге повстречался он с волком.

- Добрый путь, братец-человек! Куда ты идёшь? - спросил волк.

- Иду к Богу, - ответил бедняк, - горе своё хочу ему поведать.

- Как доберёшься до бога, скажи ему: есть, мол, на свете один голодный волк, день-деньской рыщет он по горам и долинам, а пропитания, найти не может. Спроси: долго ли тому волку голодать? И ещё скажи: если ты сотворил его, так и кормить должен.

- Ладно, - молвил бедняк и продолжал путь.

Много ли, мало ли он прошёл - встретил красавицу-девушку.

- Куда идёшь, братец? - спросила девушка.

- К Богу иду.

- Как увидишь бога, - взмолилась красавица, - скажи ему: есть одна девушка - молодая здоровая, богатая, а ни радости, ни счастья не знает. Как ей быть?

- Скажу, - пообещал бедняк и пошёл своей дорогой.

Встретилось ему дерево. Хоть оно и стояло у самой реки, но совсем засохло.

- Куда ты идёшь, эй, путник? - спросил дерево.

- К Богу иду.

- Тогда погоди, передай Богу и мои слова. Скажи ему: слыхано ли такое дело - расту я у самой речки, а круглый год стою сухим! Когда же я зазеленею?

Выслушал бедняк жалобу дерева и продол жал свой путь.

Шёл он, шёл, пока не дошёл до Бога.

Видит - восседает Бог в образе седовласого старца под высокой горой, прислонясь к утёсу.

- Добрый день! - молвил бедняк, став перед Богом.

- Добро пожаловать, - ответил Бог. - Чего тебе надо?

- Хочется мне, чтобы ты ко всем людям относился одинаково - не давал бы одному всё, другому ничего. Вот я - сколько ни бьюсь, сколько ни тружусь, а всё из нищеты не выбьюсь, многие же вдвое меньше меня работают, а живут в достатке и покое.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика