Достояние республики: Гобелены из конского волоса
Достояние республики: Гобелены из конского волоса

Почему сегодня, в технократической, стремительно меняющейся реальности, мы все чаще обращаемся к традиции? Нас завораживают звуки, фактуры, образы, орнаменты, символический код которых, кажется, напрямую обращается к нашему бессознательному. Может быть, еще и поэтому природные материалы дарят такое ощущение уюта и умиротворения.


Гобелен - это удивительное произведение искусства. Можно сказать, что гобелен - это плетено-тканая картина. Гобелены из конского волоса - это древнее искусство, способное символическим языком выразить самые разные идеи (их делали ещё в Древнем Египте), способное символическим языком выразить самые разные идеи. 

Гобелен любит намеки и недосказанность, создавая в помещении атмосферу таинственности, комфорта и уюта. Гобелен - штучная вещь, обладающая своим характером, мастер, соткавший его, вложил частицу своего мира, каждая ниточка подчинена общему замыслу. В руках мастера волосы как бы оживают второй раз, приобретая одушевленность творческого замысла. На изготовление одного, даже небольшого гобелена необходимо остричь несколько десятков лошадей.

Гобелены из конского волоса неподвластны времени, а благодаря природному цвету, волос они не потеряют своей яркости на многие века, сохраняя свой первозданный цвет и вид. 

Чтобы оценить гобелен, его нужно не только увидеть, но и потрогать. Шероховатая фактура гобелена из конского волоса создает свою игру света и тени, изменяя свои оттенки, на протяжении всего дня при разном освещении каждая работа, приобретая свою индивидуальность, даря радость каждому взору на гобелен. 

Искусство плетения из конского волоса известно бурятам издавна. Умельцы плели сети для ловли рыбы, верхнюю обувь, вожжи, подпруги для сёдел, половики. В изделиях естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа Бурятии.

Гобелены как вид искусства стали ткать в Бурятии со второй половины 70-х годов. Основоположником этого вида творчества стала Светлана Ринчинова. Заслуга Светланы Петровны состоит во внедрении в область художественного творчества совершенно нового направления, не существовавшего прежде в декоративно-прикладном искусстве в Республике Бурятия и в Российской Федерации. Государственным комитетом по изобретениям и открытиям основательнице бурятской школы гобелена выданы соответствующие патенты. Она создала бурятскую школу гобелена. Её ученицы-последовательницы Римма Доржиева, Баярма Домбиева, Татьяна Дашиева, Нина Эрдынеева успешно работают в гобелене, обучили мастерству многих учеников. Под руководством С.П. Ринчиновой в 1982 г. был создан крупномасштабный волосяной занавес для Бурятского государственного академического театра драмы группой обученных ею женщин. Этот гобелен площадью 100 кв. метров и около тонны веса великолепно украшает авансцену

 Как создается гобелен

 

Сначала создается эскиз, но основная творческая работа еще впереди. Затем готовится материал - конский волос. Волосы раскладываются по цветам, как краски. Очищаются от мусора и грязи. Процесс очищения поделен на два этапа: сначала волосы чистятся стиральным порошком, затем отстирываются шампунем. После чего их скручивают в нить, как и в древности, вручную - веретеном. Далее натягивается основа и вплетается готовая нить.

 

Сложность работы с волосом состоит в том, что это грубый, жесткий материал с ограниченными цветовыми возможностями, но эти недостатки при умелой обработке переходят в достоинства. Процесс создания гобелена довольно трудоемкий, но творческая работа дарит большую радость. 


Изготовление гобелена хранит в себе множество секретов. Пока гобелен создается, довольно трудно представить себе, насколько завершенная работа будет соответствовать замыслу художника. И вот работа закончена, и странно, как из прядей волос получается нечто притягивающее взгляд.


Жил когда-то бедняк. Как ни трудился он, как ни бился - всё никак не мог выбиться из нужды.

И вот дошёл он до отчаяния и решил: «Пойду-ка я разыскивать Бога. Разыщу и узнаю, долго ли мне маяться. Да тут же и выпрошу чего-нибудь для себя».

По дороге повстречался он с волком.

- Добрый путь, братец-человек! Куда ты идёшь? - спросил волк.

- Иду к Богу, - ответил бедняк, - горе своё хочу ему поведать.

- Как доберёшься до бога, скажи ему: есть, мол, на свете один голодный волк, день-деньской рыщет он по горам и долинам, а пропитания, найти не может. Спроси: долго ли тому волку голодать? И ещё скажи: если ты сотворил его, так и кормить должен.

- Ладно, - молвил бедняк и продолжал путь.

Много ли, мало ли он прошёл - встретил красавицу-девушку.

- Куда идёшь, братец? - спросила девушка.

- К Богу иду.

- Как увидишь бога, - взмолилась красавица, - скажи ему: есть одна девушка - молодая здоровая, богатая, а ни радости, ни счастья не знает. Как ей быть?

- Скажу, - пообещал бедняк и пошёл своей дорогой.

Встретилось ему дерево. Хоть оно и стояло у самой реки, но совсем засохло.

- Куда ты идёшь, эй, путник? - спросил дерево.

- К Богу иду.

- Тогда погоди, передай Богу и мои слова. Скажи ему: слыхано ли такое дело - расту я у самой речки, а круглый год стою сухим! Когда же я зазеленею?

Выслушал бедняк жалобу дерева и продол жал свой путь.

Шёл он, шёл, пока не дошёл до Бога.

Видит - восседает Бог в образе седовласого старца под высокой горой, прислонясь к утёсу.

- Добрый день! - молвил бедняк, став перед Богом.

- Добро пожаловать, - ответил Бог. - Чего тебе надо?

- Хочется мне, чтобы ты ко всем людям относился одинаково - не давал бы одному всё, другому ничего. Вот я - сколько ни бьюсь, сколько ни тружусь, а всё из нищеты не выбьюсь, многие же вдвое меньше меня работают, а живут в достатке и покое.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика