Гутал: национальная обувь своими руками
Гутал: национальная обувь своими руками

«Чтобы понять человека, попробуй пройти в его обуви хотя бы милю», - примерно так гласит народная поговорка. Сейчас процесс производства такого индивидуального предмета гардероба, как обувь, на больших производствах давно автоматизирован. Между тем, полностью вручную ее уже больше десяти лет делают в Бурятии. Как это происходит, в нашем материале.

3.jpg

Идея создавать национальную обувь в Бурятии на кафедре технологического университета родилась еще в конце восьмидесятых. Первую колодку заказали в Ленинграде, затем выпускница ВСГУТУ Галина Егорова (сейчас она  директор малого инновационного предприятия «Гутал», в переводе с бурятского обувь) защитила диплом по специальности и стала сама проектировать модели. Обувь начали делать во времена большого дефицита, когда людям буквально было нечего носить и продукция пользовалась спросом. Так понемногу вошли в рынок, хотя и сейчас свое предприятия Егорова не считает ни малым, ни средним бизнесом – это, скорее, производственный участок, говорит она. В штате у Галины всего пять человек и все делается вручную, что придает еще больше ценности конечному продукту.

- Людей, настоящих умельцев, с хорошими руками найти трудно. Не каждому это под силу. Сейчас все куда-то торопятся, а в нашем деле ценится усидчивость, глазомер, ведь это очень кропотливая работа, - говорит женщина. - Мы хотим возродить то, чем занимались наши предки, наши бабушки и дедушки, наши родители, но что мы как-то растеряли.

От колодки до волка и скорпиона

Колодка для национальной обуви разработана специально для Бурятии, но и нынешние сапоги можно считать традиционными. Как говорит Галина Егорова, единственное, что отличает нынешние модели от тех, что делали наши деды, это то, что можно отличить - где правый, а где левый сапог. Раньше даже такого понятия не было, вся обувь была одинаковой. В производстве обуви, рассказывает Галина, используются только российские материалы, все необходимое участок закупает в местных специализированных магазинах. Небольшие объемы производства не требуют больших закупок за пределами региона. Применяется при изготовлении не только овчина и другой натуральный мех, но и замша, и лак, чтобы орнамент лучше выделялся на модели.

4.jpg

Обувь начинается с эскиза – его готовит сама Галина Клементьевна. По ее словам, она старается его сделать не сложным, чтобы по нему можно было потом легко скроить и сшить обувь. По эскизу выкраивают будущие сапоги, затем отдельно вырезают орнаменты. В основном, на гуталах используются животные мотивы. Для того, чтобы узнать, можно ли вообще использовать определенный орнамент на обуви, Егорова обратилась к ламе, который уже давно не проводит службы, но сам занимается творчеством, расписывая сундуки.

1.jpg

- Он одобрил мои эскизы и вот уже сколько лет я ими пользуюсь. На сапогах можно увидеть, например, бараньи рога, цветы, листья, - показывает она на готовую обувь.

Но это, как она говорит, не предел. Бывает, что заказчики приходят со своими эскизами. Так, один из заказов поступил от борцов, которые попросили изобразить на обуви волка, еще один заказчик принес с собой рисунок скорпиона. Решить эту задачу позволяет единственная современная машина на участке, позволяющая вышить изображение чего угодно. Готовый орнамент наклеивают на кожу и прошивают, затем к заготовке сапога подшивается подклад – так выглядит заготовка будущих национальных сапожек.

Теперь к делу приступают мастера не только с умелыми, но и сильными руками: заготовку надо затянуть по колодке, плотными нитками пришить два слоя, предшествующих подошве. Подошва – дело особенно ответственное, от ее качества будет потом зависеть, замерзнут ноги у человека или нет. Делается подошва так: сначала мастер пришивает стельку, затем вторую, войлочную подошву, или так называемый рант. После этого мастер пришивает к сапогу всю толстую и многослойную подошву.

5.jpg

Процесс производства практически не автоматизирован, исключение составляют швейные машинки. Помимо этого в работе помогают шлифовальные машины, которыми мастера пользуются, чтобы доработать готовую модель, есть также машина для сбора меха и точильный станок. Все остальное здесь делают руками.  

6.jpg

Традиция или мода?

Ассортимент и размерный ряд инновационного предприятия «Гутал» все время пополняется, ведь заказы поступают абсолютно разные. Если раньше цех мог простаивать осенью или в начале лета, то сейчас заказы поступают регулярно – так, к новому сезону предстоит изготовить около 150 пар обуви. По словам Галины Егоровой, заказывать обувь поначалу приходили, в основном, люди старшего поколения, для которых обувь в национальном стиле – дань традиции, своей молодости, своим отцам. Сейчас уже обращаются люди самых разных возрастов и профессий, заказы поступают и от целых ансамблей, приходят ламы и шаманы. Заказывают не только взрослую, но и детскую обувь. Кроме того, подчеркивает Егорова, популярность национальной обуви растет среди молодежи – этнические мотивы сейчас в тренде и модницы этим с удовольствием пользуются. Тем более, что обувь на предприятии выпускают качественную и стильную – она хорошо смотрится как на молодых людях, так и на девушках. Галина Егорова надеется, что эта тенденция будет только крепнуть и разрабатывает новые эскизы.

2.jpg

В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.

Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!

Говорит ему богатырский конь:

- Не бери золотого пера. Возьмешь - горе узнаешь!

И задумался добрый молодец - поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.

- Спасибо! - говорит Царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу. А не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!

Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин?

- Царь приказал жар-птицу добыть.

- Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрашнему дню сто кулей отборной пшеницы было по всему чистому полю разбросано.

Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.

На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица. Прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, а стрелец-молодец выскочил из-за дерева, подбежал, связал жар-птицу веревками, сел на коня и поскакал во дворец.

Приносит царю жар-птицу. Царь увидал, обрадовался, поблагодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:

- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василисацаревна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златомсеребром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.

- Царь приказал добыть ему Василису-царевну.

- Не плачь, не тужи. Это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу. Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотой маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель. Долго ли, коротко ли, приезжает он на край света, где красное солнышко из синего моря восходит. Смотрит, а по морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом гребет.

Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.

А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.

- Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.

Василиса-царевна вошла в палатку. Начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, захмелела и крепким сном заснула. Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь в один миг прибежал. Тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука. Приехал к царю. Тот увидал Василису-царевну, сильно обрадовался, поблагодарил Стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика