Игрушки из дерева - душа народа
Игрушки из дерева -  душа народа

У разных народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а те затем превращались в людей. Ученые же полагают, что куклы появились вместе с человеком. Куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материала: солома, дерево, ткань и другие. Сущность и назначение древних кукол означает образ человека.

В музеях мира хранится множество фигурок: идолов, истуканов, кумиров, статуэток, созданных 40-112 тысяч лет до нашей эры. И по сей день душа культуры бурятского народа находит свое отражение в деревянных игрушках, которые в основном изготавливаются в Бурятии. Деревянные игрушки не только символизируют доброту и удивительную теплоту народа, но и изготавливаются из экологически чистого материала. Тактильные ощущения от прикосновения к деревянным игрушкам обладают даже профилактическими свойствами: эфирные масла, содержащиеся в слоях древесины, имеют лечебный эффект и благотворно воздействуют не только на ребенка, который играет с данной вещью, но и на атмосферу квартиры, путем испарения древесины.

Деревянные куклы изготавливаются путем художественной резки из таких пород дерева, как береза и липа, а затем окрашиваются в яркие краски. При создании набора этой игрушки формируются целые семьи. Роспись их как в наши, так и в прежние времена, отличается яркостью красок и колоритностью быта.

В истории бурятских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Процесс изготовления сувениров очень трудоемкий. Каждая кукла - исключительно ручная работа. На изготовление одной такой фигурки уходит пара недель. Сначала из твердых пород дерева в столярной мастерской выпиливают так называемые «болванки» разных частей тела: отдельно голова и туловище, а иногда и конечности, если кукла шарнирная. Прежде чем преступить к обработке поверхности наждачной бумагой, деталям дают хорошо просохнуть и дать усадку. Затем уже мастер преступает к полировке поверхности, чтобы избавиться от заусенцев, шероховатостей, пористых участков. Если кукла состоит из нескольких деталей, их аккуратно склеивают между собой, соблюдая все пропорции будущей игрушки. Для придания поверхности наибольшей гладкости, еще тщательно грунтуют, иногда даже несколько раз.

Волшебство в мастерской начинается, когда за стол садится художник-оформитель. Он открывает коробку с акриловыми красками: ах, каких только цветов там нет! Яркие, насыщенные! После взмаха тонкой кисти на куске дерева появляются выразительные раскосые глазки, нос, пухлые щечки и губы. Далее художник наряжает свое творение в праздничный наряд и украшения.

Сувенирная кукла в бурятском национальном костюме разработана специально для широкого круга потребителей - для туристов, приобретающих сувениры на память и в подарок родным и близким. Уникальный сувенир особенно актуален для республики Бурятии, входящей в туристическую рекреационную зону.

Кроме того, Республика Бурятия славятся своими резчиками по дереву, тонко чувствующими эпоху, изобретающими игрушки, передающие образы людей и зверей, тем самым отражая городской и сельский быт. Бурятские мастера и по сей день продолжают свое дело, создавая деревянные игрушки, сохраняя технологии художественных народных промыслов, а которые воплощают собой древнюю культуру России.

В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.

Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!

Говорит ему богатырский конь:

- Не бери золотого пера. Возьмешь - горе узнаешь!

И задумался добрый молодец - поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.

- Спасибо! - говорит Царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу. А не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!

Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин?

- Царь приказал жар-птицу добыть.

- Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрашнему дню сто кулей отборной пшеницы было по всему чистому полю разбросано.

Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.

На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица. Прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, а стрелец-молодец выскочил из-за дерева, подбежал, связал жар-птицу веревками, сел на коня и поскакал во дворец.

Приносит царю жар-птицу. Царь увидал, обрадовался, поблагодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:

- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василисацаревна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златомсеребром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.

- Царь приказал добыть ему Василису-царевну.

- Не плачь, не тужи. Это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу. Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотой маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель. Долго ли, коротко ли, приезжает он на край света, где красное солнышко из синего моря восходит. Смотрит, а по морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом гребет.

Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.

А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.

- Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.

Василиса-царевна вошла в палатку. Начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, захмелела и крепким сном заснула. Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь в один миг прибежал. Тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука. Приехал к царю. Тот увидал Василису-царевну, сильно обрадовался, поблагодарил Стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика