Картины из минералов Бурятии: Красота родной земли
Картины из минералов Бурятии: Красота родной земли

Ее картины из камня известны далеко за пределами Бурятии. Они есть в коллекциях Патриарха всея Руси Кирилла, Далай Ламы IVX, президентов Монголии и Татарстана, Епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия и многих других. Нефрит, лазурит, сердолик, чароит, аквамарин, турмалин, агат, слюда – каждая картина это своего рода мини-коллекция минералов Бурятии. Техника выполнения такой картины разработана самим автором – Татьяной Комович. Подробнее об этом в нашем материале.


Хрупкий агатовый цветок, кружевные нефритовые листья, вкрапления граната и фон из невесомой аквамариновой пыли – в такую красоту трудно поверить. И трудно представить, насколько трудоемкий процесс создания одной такой картины художником Татьяной Комович. Как тщательно подбирается каменная крошка по цвету,  чтобы отобразить всё многообразие оттенков, с какой точностью определяется месторасположение каждого камешка. Сюжеты картин из каменной крошки бывают самые разные, возможности кажутся безграничными. Каждое панно Татьяны Комович – это своего рода коллекция минералов и пород, находящихся в недрах Бурятии, песка и камней с берегов Байкала. Подобные картины очень редки, встретить минерал чистого голубого или чистого красного цвета трудно, стоят они недешево и редко встречаются в одном регионе.

10.jpg 

Стоит отметить, что техника создания картин каменной крошки существовала, например, в древней Африке, где использовали песок, которого на этом континенте много, разного калибра и разных оттенков. Промысел существует там и в настоящее время, и направлен в основном на туристов, которые покупают такие картины как оригинальный сувенир и увозят к себе на родину. Сейчас такие мастера на вес золота – слишком много нюансов в этом деле. В Бурятии картинами из камней занимается Татьяна Комович.

11.jpg 

Хозяйка медной горы

Каменные запасы в мастерской Татьяны Комович насчитывают более сотни наименований: нефрит, лазурит, сердолик, чароит, аквамарин, турмалин, агат, слюда, жадеит, малахит, хромдиопсид, мрамор, яшма, амазонит, серафинит, серпентинит, желтый, зеленый, розовый авантюрин, янтарь, горный хрусталь, дымчатый кварц, апатит, унакит, прозелит, гелиодор. Добываются они в недрах Бурятии, Забайкальского края, Иркутска,  Якутии, Урала и других регионов России. Коллекцию дополняют красивые камни, привезенные из Монголии, Мозамбика, Зимбабве, Ботсваны, ЮАР, Мадагаскара.

 2.jpg

Первые картины Комович создала в девяностых годах, с тех пор вот уже 17 лет она оттачивает свое мастерство. Имея педагогическое образование, работая художником-оформителем и учителем рисования в школе, она всегда мечтала заняться любимым делом - творчеством.

- У меня очень давно была такая идея, я видела такие картины, привезенные с Урала. Долго не могла понять технологию изготовления.  – Литературы никакой не было, учиться этому ремеслу негде, художники, которые привозили подобные картины, своих секретов не раскрывали. Я сама, методом проб и ошибок, доходила до всего. Пробовала разный клей, камни, и потихоньку у меня начало получаться. Сначала были, конечно, неровности и ошибки, но со временем, с годами выработалась своя технология. Эта технология единственная, мной созданная и опробованная.

S9clD4C9cZs.jpg 

Технологию, которой Татьяна создает свои шедевры, она назвала «аппликация». Суть ее заключается в том, что камни наносятся на полотно постепенно, слоями, создавая при этом объемный эффект. Начинает она с пыли, с самой мелкой фракции, затем по приближении размер каменной крошки увеличивается, и на переднем плане выкладываются крупные камни. Как отметила художник, покупатели называют такие картины «с эффектом 3D».

8JU0_unMLCw.jpg

От скалы до картины

«Начало начал» такой картины – это лист ДВП. Обрамляется в раму он в самом начале работы. Самый главный «ингредиент» каменного творчества – это, конечно же, камни. Камень может быть и драгоценным, и полудрагоценным и поделочным. Самое ценное из камней уже забирают ювелиры, а все что остается после них, лом, крошку, скупает Татьяна для своих работ.

8.jpg

В своих работах я использую ломаные,( дробленые, необработанные) камни, также галтованные (пропущенные через специальный галтовочный барабан с различными абразивами) и резаные полированные пластины.  Подготовка материала к работе трудоемкая .Сначала камни ломаются вручную большой кувалдой, потом толкутся в специальной ступе или в дробильной машине, а затем просеиваются через многоярусное сито. В конечном итоге мастер получает каменную крошку различных фракций: как мука, как соль, как сахар и более крупные.

     13015182_1326993217327925_7352714645843659387_n.jpg

- В начале работы первыми материалами были красный кирпич, уголь, песок и кусочки мрамора. Я все это раздолбила, просеяла, но из-за недостатка цвета палитра в картинах была скудной. Тогда и возникла идея использовать в работе местные минералы. Сегодня использую только натуральные камни, -  пояснила художник.

За 17 лет она создала более 200 тысяч панно: больших и маленьких. Сегодня картина от Комович – своего рода бренд, один из любимых сувениров, которые стараются увезти из Бурятии туристы. Отметим, что картины мастера Татьяна Комович были подарены таким известным людям, как Патриарх всея Руси Кирилл, Далай Лама IVX, Президент Монголии, Президент Татарстана, Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий, а также находятся в частных коллекциях России и зарубежья.  

17.jpg 

В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.

Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!

Говорит ему богатырский конь:

- Не бери золотого пера. Возьмешь - горе узнаешь!

И задумался добрый молодец - поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.

- Спасибо! - говорит Царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу. А не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!

Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин?

- Царь приказал жар-птицу добыть.

- Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрашнему дню сто кулей отборной пшеницы было по всему чистому полю разбросано.

Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.

На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица. Прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, а стрелец-молодец выскочил из-за дерева, подбежал, связал жар-птицу веревками, сел на коня и поскакал во дворец.

Приносит царю жар-птицу. Царь увидал, обрадовался, поблагодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:

- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василисацаревна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златомсеребром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.

- Царь приказал добыть ему Василису-царевну.

- Не плачь, не тужи. Это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу. Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотой маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель. Долго ли, коротко ли, приезжает он на край света, где красное солнышко из синего моря восходит. Смотрит, а по морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом гребет.

Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.

А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.

- Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.

Василиса-царевна вошла в палатку. Начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, захмелела и крепким сном заснула. Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь в один миг прибежал. Тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука. Приехал к царю. Тот увидал Василису-царевну, сильно обрадовался, поблагодарил Стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика