Возрождение литейной традиции Бурятии
Возрождение литейной традиции Бурятии

Искусные мастера художественной мастерской Иволгинского дацана «Эрхим дархан» уже второй год возрождают литейные традиции. Мастерская открылась на территории дацана в 2014 году благодаря поддержке президента России Владимира Путина. О том, как изготавливаются уникальные скульптуры в мастерской, прославившей Бурятию – в нашем материале.

Идею воссоздания существовавшей до 1930-х годов прошлого столетия традиции изготовления в бурятских дацанах всей ритуальной атрибутики, элементов внутреннего и внешнего декора буддийских храмов, создания скульптур и статуй Божеств буддийского пантеона поддержал президент России Владимир Путин. Именно на выделенные им денежные средства удалось наладить производство. В этом же году известный бурятский скульптор Даши Намдаков предложил выпускать копии своей скульптуры «Маленький Будда».  После посещения мастерской летом 2015 года он отметил, что литье подобного качества он редко встречал в России. Отметим, что мастерская также занимается изготовлением художественной скульптуры, декоративных элементов, деталей интерьера, сувенирной продукции. В марте 2015 года был открыт цех по производству бурятских четок. Литейный цех мастерской «Эрхим Дархан» оснащен техническим оборудованием мирового уровня и использует в своей работе  трехкоординатный фрезерный станок, 3-д принтер и сканер  для объемной печати и сканирования.

мастер за работой.jpg 

Изготовление скульптуры основано на традиционных технологиях, появившихся еще в древней Индии. Сначала мастер изготавливает модель из воска. Далее по ней создается форма. Саму скульптуру отливают из бронзы, в основе которой находится медь, с добавлениями цинка, олова и других металлов в незначительных количествах. Как отмечают в мастерской, монгольские народы были известны еще с древности как «железоделатели» - кузнецы, ювелиры и литейщики.

IMG_20160111_144132.jpg 

IMG_20160111_142957.jpg 

Новым витком возрождения литейной традиции стало открытие галереи искусств народов Азии в Иволгинском дацане, построенной благодаря меценатам многопрофильной компании «Номто», которые оказывают в республике поддержку в развитии спорта, а теперь и искусства. В экспозиции галереи можно в полной мере оценить работы мастеров «Эрхим Дархан». Как подчеркивают создатели галереи, произведения тут отличает то, что сделаны они не одним мастером, что в свою очередь отражает процесс возрождения литейной традиции в более широком масштабе, чем раньше. Это подчеркивает и старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель Тибетской, Монгольской и Хатанской коллекции, кандидат исторических наук Юлия Илюхина, прибывшая в республику на открытие галереи. По ее словам, если раньше каждая подобная скульптура была в единственном экземпляре, в современных условиях есть возможность их тиражировать. Однако, открытие галереи она видит как продолжение традиций изготовления в дацанах ритуальных предметов и написания танка.

эрхим3.jpg 

- Это, наверное, впервые, когда на территории дацана открывается галерея, где представлены не только буддийские, но и образцы светского искусства, - добавила Илюхина. – Надеюсь, что это направление будет развиваться и дальше, тем более, что в буддизме около тыс. божеств. И будет неплохо, если все дацаны в Бурятии будут иметь собственные скульптуры. А верующие смогут получить впечатления на праздник, приобретя себе бронзовый символ года.

Обезьяна.jpeg 

Среди скульптур галереи и божества буддийского пантеона, и традиционные, светские сюжеты. В числе буддийских образов - Будда Шакьямуни, Ваджрасаттва и Арьябала или Авалокитешвара, божество милосердия и сострадания. К этой же категории произведений относится и скульптурное изображение Пандито Хамбо ламы Дашидоржи Итигэлова.

- Как правило, в буддизме лама чаще не имел подобных черт, поскольку важнее всего была просветленная природа Учителя, - отмечает гендиректор художественной мастерской Дид Хамбо лама Дагба Очиров. – Здесь же Итигэлов наделен портретными особенностями.

Как отражение важного места в буддийских духовных практиках  - молитвы – выставка включает скульптуры под названиями «Хуварак» (ученик, послушник), «Молитва» и «На просторах Космоса». Светские сюжеты экспозиция мастеров «Эрхим Дархан» отражают статуэтки борцов, лучников и всадников, наделенные динамичностью и экспрессией. Все они одеты в традиционные костюмы с благопожелательными орнаментами. Особое место, по словам создателей галереи,  в ней занимают образы животных, некоторые из которых входят в 12-летний календарный цикл: овца, собака и обезьяна.

эрхим4.jpg 

девочка с дев3.jpg 

Вдохновением для художественного руководителя и самих мастеров служат идеи самих жителей республики. Мастерская регулярно проводит конкурс эскизов, лучшие из которых приобретают форму в руках скульпторов и чеканщиков. Таким стал эскиз с изображением обезьяны-символа 2016 года, который отправил победитель конкурса, приуроченного к Сагаалгану. 108 бронзовых фигурок обезьян изготовлены в первые дни Нового Года по лунному календарю. По словам генерального директора мастерской Дагбы Очирова, все они будут освящены у Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, и каждый желающий сможет приобрести их в Иволгинском дацане.

- Разные по форме обезьяны символизируют бесконечность, счастье, отказ от всех злых поступков, желание делиться добротой со всеми живыми существами, - рассказал Очиров.

Вероятно, самой необычной скульптурой является «Принцесса Великих степей», которая, как отмечают эксперты, весьма характерна для искусства периода постмодернизма, и сочетает в себе разные элементы философии. На ее удлиненном теле можно увидеть мировое дерево и водопад,  волосы, разделенные на две части на монгольский манер, представляют собой фигуру коня. У ноги женщины стоит ребенок. Таким образом, выражена идея женщины создательницы и столпа мира.

эрхим2.jpg

В первые 15 дней Сагаалган в Иволгинский дацан на хуралы приезжают люди со всей Бурятии и соседних регионов. Родину в дни праздника и посетил бывший сенатор и экс-депутат Народного Хурала Бурятии Иннокентий Егоров, который поделился, что нигде не видел подобной галереи. «Хамбо лама в этом деле первооткрыватель, - сказал Егоров. – Об этом я давно мечтал, и вот, моя мечта сбылась».

В свою очередь, Дид хамбо лама Дагба Очиров добавляет, что все произведения имеют под собой традиции и сюжеты от родной земли и многих поколений предков.  И служат нитью, связующей прошлое с будущим, традицию с современностью, человека с огромным миром. «Мы уверены, что  истинные буддийские шедевры в исполнении дальнейшем станут настоящим мировым брендом Бурятии», - подчеркнул он.

Жил когда-то бедняк. Как ни трудился он, как ни бился - всё никак не мог выбиться из нужды.

И вот дошёл он до отчаяния и решил: «Пойду-ка я разыскивать Бога. Разыщу и узнаю, долго ли мне маяться. Да тут же и выпрошу чего-нибудь для себя».

По дороге повстречался он с волком.

- Добрый путь, братец-человек! Куда ты идёшь? - спросил волк.

- Иду к Богу, - ответил бедняк, - горе своё хочу ему поведать.

- Как доберёшься до бога, скажи ему: есть, мол, на свете один голодный волк, день-деньской рыщет он по горам и долинам, а пропитания, найти не может. Спроси: долго ли тому волку голодать? И ещё скажи: если ты сотворил его, так и кормить должен.

- Ладно, - молвил бедняк и продолжал путь.

Много ли, мало ли он прошёл - встретил красавицу-девушку.

- Куда идёшь, братец? - спросила девушка.

- К Богу иду.

- Как увидишь бога, - взмолилась красавица, - скажи ему: есть одна девушка - молодая здоровая, богатая, а ни радости, ни счастья не знает. Как ей быть?

- Скажу, - пообещал бедняк и пошёл своей дорогой.

Встретилось ему дерево. Хоть оно и стояло у самой реки, но совсем засохло.

- Куда ты идёшь, эй, путник? - спросил дерево.

- К Богу иду.

- Тогда погоди, передай Богу и мои слова. Скажи ему: слыхано ли такое дело - расту я у самой речки, а круглый год стою сухим! Когда же я зазеленею?

Выслушал бедняк жалобу дерева и продол жал свой путь.

Шёл он, шёл, пока не дошёл до Бога.

Видит - восседает Бог в образе седовласого старца под высокой горой, прислонясь к утёсу.

- Добрый день! - молвил бедняк, став перед Богом.

- Добро пожаловать, - ответил Бог. - Чего тебе надо?

- Хочется мне, чтобы ты ко всем людям относился одинаково - не давал бы одному всё, другому ничего. Вот я - сколько ни бьюсь, сколько ни тружусь, а всё из нищеты не выбьюсь, многие же вдвое меньше меня работают, а живут в достатке и покое.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика