Почему унты - самая теплая обувь
Почему унты - самая теплая обувь

Большая часть России находится в умеренном и полярном климате, поэтому здесь очень холодно. Особенно низкая температура в Сибири и Якутии. Именно в Якутии находятся самые холодные населенные точки на земле, Верхоянск и Оймякон. Так, например, по неофициальным данным в 1938 году в посёлке Оймякон было зафиксировано  −77,8°С. Какую же обувь нужно носить при таких морозах?  Конечно же, из меха. 

Издревле население Сибири обрабатывало шкурки животных для пошива одежды. В северных районах Сибири самым многочисленным животным всегда был Северный олень. Поэтому люди и шили из его шкурок теплую одежду и обувь. Именно там, на крайнем севере когда-то и придумали унты. На языке эвенков слово «унта» и означает - «обувь», разновидность  сапог для холодного и очень холодного климата. Двухсторонний мех и войлочная подошва унтов защищали ноги их владельцев от самых лютых морозов. Интересно то, что даже в своём изначальном северном варианте унты нередко становились не только удобной обувью, но и предметом изобразительного искусства. Мастера севера украшали их кусочками кожи, вышивками и бисером, а девушки покоряли сердца своих поклонников искусной выделкой своих унтов.

У народов Крайнего Севера унты используется как повседневная зимняя обувь. У нанайцев, удэгейцев для унтов используется название торбаса или торбаза. Раньше унты входили в комплектацию зимней формы одежды лётчиков.  В Бурятию унты пришли с севера, но за многовековую историю пошив унтов и здесь стал традиционным ремеслом.

Сейчас хорошая пара унтов стоит, в среднем, 16 тысяч рублей и выше. Стоимость унтов складывается, в первую очередь, за счёт камусов (шкурка оленя от колена до копыт).  Камус – самый прочный материал для обуви, он намного долговечнее кожи и замши. Раньше унты носились по 10–15 лет, но сейчас срок эксплуатации этой ­обуви сократился из-за реагентов, которыми посыпают улицы. Морозостойкость камусу обеспечивает ворс – каждая жёсткая волосинка по своему строению напоминает запаянную колбу, внутри которой – воздух. Такая конструкция даёт особую теплопроводность, поэтому унты держат температуру так же хорошо, как термос сохраняет кофе или чай горячим.

В Улан-Удэ мест, где шьют и продают унты очень много. Только на центральном рынке существует своя небольшая «улица унтов». Здесь друг за другом идет более десятка магазинов с большим выбором теплой меховой обуви. На вопрос о том, как шьют унты, и из чего складывается цена пары самой теплой обуви,  ответила одна из ремесленников, Клара Жанаева.

- Чтобы сшить пару унтов, нужно 8–10 шкурок. На мужские унты уходит до 10 камусов, ведь они больше по размеру. Одна шкурка стоит примерно 900–950 рублей, это самый большой вклад в стоимость товара. Плюс унты нужно сшить, поставить внутренний подклад или, как мы говорим, «поднаряд из овчины», проставить подошвы. Это полностью ручная работа. В унтах нет супинаторов, они как валенки, только меховые, - рассказывает Жанаева.

Нужно отметить, что олени в Бурятии не водятся, поэтому основными поставщиками камуса являются северные районы страны России - Таймыр, Якутия. После того, как шкурки прибыли в Улан-Удэ, мастера отправляют их на выделку в Технологический университет. Перед тем, как начать кройку, мастер смотрит, какой размер получится, ведь на одну пару обуви подбирается шкурки одного оленя.

- После того, как мастер подобрал шкурки и определился с размером, шкурки замачивают  в теплой воде и начинают кроить,- делится технологией Жанаева.

После того, как пара собрана, на нее пришиваются украшения, внутренний подклад из овечьей шерсти или из европейского меха (50% меха и 50% шерсти на тканой основе). Овечью шерсть мастер Жанаева в работу берет произведенную в Бурятии или Монголии.

- Местные еще предпочитают подклад из шинели. Буряты знают, что так будет не только теплее, но и практичней,- отметила мастер.

Внутрь на колодку набивается войлок, чуть тоньше, затем пришивается еще один слой войлока и микропора (подошва), специальная зимняя, чтобы ноги не скользили на прикатанном снегу или льду. Каблук приклеивается к унтам отдельно и его затем можно поменять, если он износится. Одну пару унтов можно носить до 15 лет, если правильно за ними ухаживать. Здесь мастер поделилась маленьким секретом: 

- Сушить унты нужно не на батарее или печке, а вблизи нее. А чтобы унты сохранились как можно дольше, летом, прежде чем убрать в шкаф, на унты нужно надеть капроновые колготы - именно они позволят обуви дышать и сохранят их от пыли и паразитов. И еще унты «любят», чтобы их протирали, очищая от пыли и грязи,- советует Жанаева.

На изготовление пары унтов, говорит мастер, уходит два дня – это в среднем, и в этой профессии есть целые династии. В некоторых Улан-Удэнских мастерских  работают ремесленники, которые шьют унты по 20–30 лет, тем же занимались их отцы и деды, передавая свой опыт из поколения в поколение. 

Жил когда-то бедняк. Как ни трудился он, как ни бился - всё никак не мог выбиться из нужды.

И вот дошёл он до отчаяния и решил: «Пойду-ка я разыскивать Бога. Разыщу и узнаю, долго ли мне маяться. Да тут же и выпрошу чего-нибудь для себя».

По дороге повстречался он с волком.

- Добрый путь, братец-человек! Куда ты идёшь? - спросил волк.

- Иду к Богу, - ответил бедняк, - горе своё хочу ему поведать.

- Как доберёшься до бога, скажи ему: есть, мол, на свете один голодный волк, день-деньской рыщет он по горам и долинам, а пропитания, найти не может. Спроси: долго ли тому волку голодать? И ещё скажи: если ты сотворил его, так и кормить должен.

- Ладно, - молвил бедняк и продолжал путь.

Много ли, мало ли он прошёл - встретил красавицу-девушку.

- Куда идёшь, братец? - спросила девушка.

- К Богу иду.

- Как увидишь бога, - взмолилась красавица, - скажи ему: есть одна девушка - молодая здоровая, богатая, а ни радости, ни счастья не знает. Как ей быть?

- Скажу, - пообещал бедняк и пошёл своей дорогой.

Встретилось ему дерево. Хоть оно и стояло у самой реки, но совсем засохло.

- Куда ты идёшь, эй, путник? - спросил дерево.

- К Богу иду.

- Тогда погоди, передай Богу и мои слова. Скажи ему: слыхано ли такое дело - расту я у самой речки, а круглый год стою сухим! Когда же я зазеленею?

Выслушал бедняк жалобу дерева и продол жал свой путь.

Шёл он, шёл, пока не дошёл до Бога.

Видит - восседает Бог в образе седовласого старца под высокой горой, прислонясь к утёсу.

- Добрый день! - молвил бедняк, став перед Богом.

- Добро пожаловать, - ответил Бог. - Чего тебе надо?

- Хочется мне, чтобы ты ко всем людям относился одинаково - не давал бы одному всё, другому ничего. Вот я - сколько ни бьюсь, сколько ни тружусь, а всё из нищеты не выбьюсь, многие же вдвое меньше меня работают, а живут в достатке и покое.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика