Алтаргана: грандиозный праздник
Алтаргана: грандиозный праздник

Алтаргана международный бурятский фестиваль, который проводится с 1994 года, раз в два года. Несмотря на то, что праздник считается бурятским, впервые идея проведения фестиваля родилась в Монголии. Инициатором и организатором первого фестиваля, главной целью которого было культурное единение бурят Монголии выступила Б. Мунхжаргал, занимающая тогда должность специалиста департамента культуры администрации Хэнтэйского аймака.

Мунхжаргал обратилась к губернатору аймака Балданжоржу, который является бурятом по национальности и предложила провести в ДадалсомонеХэнтэйского аймака, где буряты составляют 25% населения, «песенный праздник бурят».

- Я тогда только что закончила Санкт-Петербургский университет и решила, что проведение фестиваля бурятской песни у нас в аймаке будет хорошим началом для молодого специалиста, - рассказывает Мунхжаргал, инициатор фестиваля «Алтаргана», – Губернатор одобрил мою идею и дал немного денег из бюджета. Остальные средства я нашла у меценатов. Так родилась «Алтаргана»,- рассказала Мунхжаргал корреспонденту «АРД».

Название фестиваля придумали жители аймака. Алтаргана - это степной кустарник семейства бобовых с очень сильной и развитой корневой системой и именно это, решили организаторы, символизирует народные «корни». Сначала в фестивале принимали участие несколько аймаков, сегодня это представители нескольких аймаков Внутренней Монголии КНР, российских регионов, бурятских диаспор разных стран мира.

Первые четыре фестиваля «Алтаргана» проходили с 1994 по 2000 год в разных аймаках Монголии как праздники бурятской песни. Но уже в 2002 году фестиваль вышел на международный уровень - он прошёл в России.С тех пор фестиваль проводится поочерёдно в одном из трёх регионов России (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область) или в Монголии.

Во время фестиваля проводятся спортивные состязания: конные скачки, национальная борьба, стрельба из лука, разбивание костей «hээршалган», концерты, научная конференция. Так, традиционная бурятская борьба Бухэ-барилдаан  или «борьба силачей» зародилась еще в древности. Первое упоминание борьбы встречается в «Тайной истории монголов» (1240): «Однажды на пиршистве Чингисхан предложил побороться Бури-Буке с Бэлгудеем». Подобные же состязания практикуются среди монголов, якутов, хакасов, тувинцев. Различия  касаются, главным образом, одежды борцов и ритуалов проведения состязаний в целом и отдельных схваток.

Борются спортсмены до касания третьей точкой, допускаются любые захваты противника выше и ниже пояса, а также любые борцовские действия. Победителем схватки становится борец, заставивший соперника коснуться земли любой частью тела кроме стоп, даже если борец случайно коснется земли третьей точкой, он считается проигравшим.

История стрельбы из лука также уходит истоками к тем далеким временам, когда воины Чингисхана во время долгих привалов скатывали из длинных сыромятных поводов крепкие мячики - подушки, устанавливали их на определенном расстоянии и, стреляя по ним из своего боевого оружия - лука, состязались в меткости и силе, что имело для них очень важное значение в походах и битвах. Стрельба из лука была любимым и уважаемым занятием бурят-монголов, о чем красноречиво свидетельствуют исторические летописи «Сокровенное сказание монголов», записи бурятского летописца ТугулдураТобоева, сделанные в середине XIX века.

Соревнования по разбиванию хребтовой кости для зрителей всегда становится незабываемым зрелищем. Главным атрибутом игры является большая кость коровы или быка предварительно вываренная и очищенная от мяса.Толщина такой кости может достигать 6 миллиметров, к тому же кость трубчатая и имеет как минимум две прочные стенки, между которыми находится костный мозг. Спортсмен берет кость за «рукоять» левой рукой, ладонью правой руки несколько раз примеряется - ударить нужно повыше набалдашника, причем найти такое место, которое позволит кости расколоться на весу. Удар требуется резкий и сильный, но для успеха должна работать не только разящая рука, но и та, которая держит кость: именно она задает жесткость усилия, под натиском которого снаряд может лопнуть.Каждый спортсмен перед тем, как попробовать свою силу, должен помолиться предкам, попросить удачи.

Однако, «Алтаргана» интересна не только спортивными соревнованиями, но и творческими конкурсами. Так очень интересен и специфичен конкурс Улигершинов. Улигеры бурят - это большие поэмы от 5-6 до 10-20 тыс. стихотворных строк. Они исполняются под аккомпанемент музыкального инструмента хуур. Исполняют их улигершины - люди художественно одаренные, с богатой памятью, обладающие особым даром речи, определенной дикцией. Наиболее талантливые сказители хранят в своей памяти до нескольких десятков улигеров и во все времена пользовались у бурят почетом и уважением.

Также среди творческих конкурсов исполнение бурятской эстрадной песни, фотографий, лучшей книги о бурятской культуре, кино. Также всегда большой популярностью пользуется выставка прикладного творчества. Впервые на «Алтаргане 2016» которая проходила в Бурятии фермерами были представлены быт и уклад жизни бурят «Нангинбууса». Участники конкурса также показали документальные фильмы о жизни фермеров и животноводов, в которых рассказали о своей жизни и ведении хозяйства.

Всего на последней, прошедшей в 2016 году «Алтаргане» победителям творческих конкурсов было вручено более 100 шелковых танка, освященных во Дворце Хамбо Ламы Даши-ДоржоЭтигэлова.Шелковые свитки выполнены по всем канонам буддийской изобразительной живописи, для чего были проведены консультации в мастерской Иволгинского дацана.

В прошлом году в Улан-Удэ эстафетную палочку – флаг фестиваля – передали на церемонии закрытия праздника Иркутской области, где уже через два года будут выбирать новых чемпионов. Там в 2018 году пройдет следующий, 13-ый по счету фестиваль «Алтаргана».

В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын. Звали его Алёша, прозывали по отцу Поповичем.

Алёша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял.

Вот подрос Алёша Попович до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме. Стал он просить отца отпустить его в чистое поле, в широкое раздолье, по Руси привольной поездить, до синего моря добраться, в лесах поохотиться. Отпустил его отец, дал ему коня богатырского, саблю, копьё острое да лук со стрелами. Стал Алёша коня седлать, стал приговаривать: - Служи мне верно, богатырский конь. Не оставь меня ни мёртвым, ни раненым серым волкам на растерзание, чёрным воронам на расклевание, врагам на поругание! Где б мы ни были, домой привези! Обрядил он своего коня по-княжески. Седло черкасское, подпруга шелковая, узда золочёная.

Позвал Алёша с собой любимого друга Екима Ивановича и поутру в субботу из дому выехал искать себе богатырской славы. Вот едут верные друзья плечо в плечо, стремя в стремя, по сторонам поглядывают. Никого в степи не видно-ни богатыря, с кем бы силой помериться, ни зверя, чтоб поохотиться. Раскинулась под солнцем русская степь без конца, без края, и шороха в ней не слыхать, в небе птицы не видать. Вдруг видит Алёша - лежит на кургане камень, а на камне что-то написано. Говорит Алёша Екиму Ивановичу:

- Ну-ка, Екимушка, прочитай, что на камне написано. Ты хорошо грамотный, а я грамоте не обучен и читать не могу. Соскочил Еким с коня, стал на камне надпись разбирать:

- Вот, Алёшенька, что на камне написано: правая дорога ведёт к Чернигову, левая дорога в Киев, к князю Владимиру, а прямо дорога - к синему морю, к тихим заводям.

- Куда же нам, Еким, путь держать?

- К синему морю ехать далеко, к Чернигову ехать незачем: там калачницы хорошие. Съешь один калач - другой захочется, съешь другой - на перину завалишься, не сыскать нам там богатырской славы. А поедем мы к князю Владимиру, может, он нас в свою дружину возьмёт.

- Ну, так завернём, Еким, на левый путь.

Завернули молодцы коней и поехали по дороге к Киеву. Доехали они до берега Сафат-реки, поставили белый шатёр. Алёша с коня соскочил, в шатёр вошёл, лёг на зелёную траву и заснул крепким сном. А Еким коней расседлал, напоил, прогулял, стреножил и в луга пустил, только тогда отдыхать пошёл.

Утром-светом проснулся Алёша, росой умылся, белым полотенцем вытерся, стал кудри расчёсывать. А Еким вскочил, за конями сходил, попоил их, овсом покормил заседлал и своего и Алёшиного. Снова молодцы в путь пустились. Едут-едут, вдруг видят - среди степи идёт старичок. Нищий странник - калика перехожая. На нём лапти из семи шелков сплетённые, на нём шуба соболиная, шапка греческая, а в руках дубинка дорожная. Увидал он молодцов, загородил им путь:

- Ой вы, молодцы удалые, вы не ездите за Сафат-реку. Стал там станам злой враг Тугарин, Змея сы.н. Вышиной он как высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь - как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит. Не езжайте туда, молодцы!

Екимушка на Алёшу поглядывает, а Алёша распалился, разгневался:

- Чтобы я да всякой нечисти дорогу уступил! Не могу я его взять силой, возьму хитростью. Братец мой, дорожный странничек, дай ты мне на время твоё платье, возьми мои богатырские доспехи, помоги мне с Тугарином справиться.

- Ладно, бери, да смотри, чтобы беды не было: он тебя в один глоток проглотить может.

- Ничего, как-нибудь справимся! Надел Алёша цветное платье и пошёл пешком к Сафат-реке. Идёт. на дубинку опирается, прихрамывает...

Увидел его Тугарин Змеевич, закричал так, что дрогнула земля, согнулись высокие дубы, воды из реки выплеснулись, Алёша еле жив стоит, ноги у него подкашиваются.

- Гей, - кричит Тугарин, - гей, странничек, не видал ли ты Алё-шу Поповича? Мне бы хотелось его найти, да копьём поколоть, да огнём пожечь.

А Алёша шляпу греческую на лицо натянул, закряхтел, застонал и отвечает стариковским голосом:

- Ох-ох-ох, не гневись на меня, Тугарин Змеевич! Я от старости оглох, ничего не слышу, что ты мне приказываешь. Подъезжай ко мне поближе, к убогому. Подъехал Тугарин к Алёше, наклонился с седла, хотел ему в ухо гаркнуть, а Алеша ловок, увёртлив был, - как хватит его дубинкой между глаз, - так Тугарин без памяти на землю пал.

Снял с него Алёша дорогое платье, самоцветами расшитое, не дешевое платье, ценой в сто тысяч, на себя надел. Самого Тугарина к седлу приторочил и поехал обратно к своим друзьям. А так Еким Иванович сам не свой, рвётся Алёше помочь, да нельзя в богатырское дело вмешиваться, Алёшиной славе мешать Вдруг видит Еким - скачет конь что лютый зверь, на нём в дорогом платье Тугарин сидит. Разгневался Еким, бросил наотмашь свою палицу в тридцать пудов прямо в грудь Алёше Поповичу. Свалился Алёша замертво. А Еким кинжал вытащил, бросился к упавшему, хочет добить Тугарина... И вдруг видит- перед ним Алёша лежит...

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика