Гуннское городище: от древности до современных дней
Гуннское городище: от древности до современных дней

Многие слышали о древнем народе гуннов, но мало кто знает, что северная столица его находилась совсем рядом с нынешним Улан-Удэ. Иволгинское городище гуннов,старейшее из подобныхсебе на территории России расположено в пригороде столицы Бурятии. Именно здесь под полутораметровым слоем земли археологи нашли целый город одного из древнейших народов мира -  гунну.


Иволгинское городище сейчас - это уникальный археологический памятник, дата возникновения которого датируется III веком до нашей эры – I веком нашей эры. Начало народу гунну положила империя Хунну, когда попала в Европу. По данным ленты региональных новостей, наибольшего расцвета гунны достигли при вожде Аттиле (444-453), создав огромное государство от Волги до Рейна. После смерти предводителя племя распалось на отдельные группы, расселившиеся на Балканах и Аппенинском полуострове. Гунны первыми среди кочевников Центральной Азии создали государство, распространившее свою власть на территории от Маньчжурии до Енисея. Даже китайская империя Хань платила ему дань. Самый северный форпост гуннского государства – город - крепость был основан более двух тысяч лет назад на стратегически важном месте - в долине слияния рек Уды и Селенги, сообщается на сайте министерства культуры Бурятии.

Исследование городища началось сравнительно недавно, в начале XX века, так что за прошедшие века многое могло быть утрачено, но и найденного было вполне достаточно, чтобы присвоить городищу статус памятника, охраняемого государством. И это ничуть не преждевременно – многие части городища были уничтожены из-за организованной там свалки, да и просто любопытными посетителями, часть из которых вполне могла разнести какие-то ценные экспонаты по домам, на память. Например, возле городища находили куски гробов, которые были покрыты китайским лаком, пластины из бронзы с изящными зооморфными изображениями, бусины, другие ценности. Среди них не только полезные вещи, но и украшения, игрушки – свистульки, пряжки, упомянутые бусины, дает описание сайт Russian Mystery.

22690071_10210445384675772_2019787926_o.jpg

Поселение, по информации Википедии, представляло собой мощную крепость квадратной формы размером 340 х 340 метра. Площадь укрепления составляла 11,5 гектара. С внешней стороны стены крепости были «галькобетонные», с внутренней — из толстых деревянных досок. Поселение было укреплено мощным оборонительным поясом, состоящим из четырёх валов, разделённых рвами. Жилые дома (всего раскопано 54 строения) были квадратной формы со сторонами от 3 до 7 метров, с углублением пола в грунт до 1 метра, покрывались многослойными двускатными крышами, стены и пол обмазывались глиной. В центре города находился самый большой дом, которое было полностью наземным из глинобитных стен толщиной более метра. Скорее всего, это был дом правителя крепости.

0c6fe63a2407421f0ca15151e3d715dd.jpg

По данным археологов, главную роль в жизни хунну играло скотоводство. Хунну вели и кочевой и оседлый образ жизни, занимались земледелием. Археолог Антонина Давыдова собрала и подсчитала процентное соотношение костей животных на Иволгинском городище. Больше всего у хуннов было собак (29,5%) типа овчарок и догов. Также специалисты обнаружили кости свиней (15,9 %), лошадей (7%), яков, быков, коз, овец, верблюдов. Найдены были и чугунные лемеха для обработки пашни. Хунны выращивали просо. Для приготовления пищи использовали пароварки. Похоже, что они тоже любили позы. Это можно допустить исходя из того, что у них была мука, мясо и пароварка. На Иволгинском городище хунну жили в земляных домах с отопительной системой «кан» - «лежанка». Пол  застилали кошмами (войлочный ковёр из овечьей или верблюжьей шерсти) и коврами. Особое место в государстве занимало военное дело. На вооружении гуннов имелись сложный лук, имевший семь костяных накладок, стрелы, копье, меч и панцирь.

Поселение просуществовало почти два века и было разорено предположительно в середине первого века нашей эры в результате военного нападения.  Рядом с городищем располагалось кладбище, где в могильниках были обнаружены не только человеческие останки, но и останки животных, захороненным вместе с хозяевами, а вот в жилищах были найдены части тел – что подтверждает версию о том, что поселение было разрушено из-за набега врагов.

Сейчас Иволгинское городище представляет собой поле размером 348 метра с севера на юг и 194—216 м с запада на восток. С восточной стороны примерно треть памятника уничтожена в результате подмыва рекой Селенгой. На южных границах городища, в окрестностях горы Тологой, находится несколько сакральных мест, где проводят обряды шаманы и буддийские ламы. На северном склоне горы высится субурган.


Несмотря на это научные исследования древнего города гуннов не завершаются. Летом 2017 года на Иволгинском (гуннском) городище прошла международная археологическая экспедиция, сообщало ранее ИА «Восток-Телеинформ».  Ученые из России, США, Швеции и Кореи планировали получить новые материалы, позволяющие с помощью современных методов реконструировать природно-экологические условия и систему хозяйства, существовавшую две тысячи лет назад.

-Сейчас копают немного, но очень тщательно. Собираются все предметы деятельности человека, косточки – кости рыб, зерна и чешуя. Все это позволит получить принципиально новые результаты, - рассказал руководитель проекта Николай Крадин.- Наша главная цель - получение новых материалов. Раньше предметы палеофауны и древней флоры не были так интересны, так как не было соответствующих методов анализа. Но сейчас наука археология сильно изменилась. По чешуе можно установить особенности вылова рыбы. По нагару на стенках сосудов - установить, какую пищу ели. Наша задача-  по возможности максимально точно  реконструировать систему хозяйства древнего населения и природно-экологические условия того времени. Поэтому будут работать почвоведы, палеоботаники, археозоологи и другие специалисты. Кроме того, с нами работают геофизики, которые позволяют неразрушающими методами установить, какие конструкции находились под землей.

22664285_10210445384275762_1291062330_o.jpg

Добавим, что власти Улан-Удэ планировали включить территорию Иволгинского городища в границы столицы Бурятии и благодаря этому «состарить» город на две тысячи лет, однако затем мэрия решила отказаться от этой идеи и использовать бренд гуннов лишь в рамках культурно-познавательных, туристических проектов. 

В старину, в далекую старину, из местности под названием Хамша один за другим стали исчезать правители этой земли — амбани. А надо сказать, что амбаня выбирали из самых знатных нойонов. Только выберут, только великий хан провозгласит его амбанем, только приедет новый правитель на место, как на следующий день скачет гонец из пределов Хамши с вестью об исчезновении очередного амбаня. Вот уже и нойонов стало не хватать. Тогда хан вызвал во дворец одного простого торговца и говорит ему:

— Придется тебе стать амбанем местности Хамша.

— Да как же я справлюсь?! — взмолился торговец.

— Это мое последнее слово, — еще строже сказал хан. Ничего не оставалось торговцу, как согласиться.

— Ладно, — вздохнул он, — что поделаешь. Если нельзя ослушаться ханского повеления, придется подчиниться. Но прошу прислушаться и к моим просьбам. Первая из них будет такая: провозгласите меня Грозным Черным амбанем местности Хамша. Только с таким величественным именем я могу спокойно отправиться в далекие земли. Но для этого выполните вторую мою просьбу: пусть меня проводят туда три тысячи всадников, чтобы следом за мной поднималась столбом красная пыль от земли до неба. А чтобы люди за три дня знали о моем приближении, чтобы они, сойдя с дороги и сняв шапки, кланялись мне, — выполните и третью просьбу: пошлите впереди тридцать лучших глашатаев.

Выполнил хан все три пожелания простого торговца. И через три дня тронулся новый правитель в путь-дорогу в сопровождении трех тысяч всадников. А глашатаи давным-давно впереди скачут, народ оповещают: «Грозный Черный амбань едет править провинцией Хамша! Прочь с дороги! — не то потопчут вас кони доблестных всадников нового правителя. Шапки долой! — не то воины снимут их вместе с вашими головами».

Дивятся люди, толкуя между собой: «Вовек не бывало у нас такого важного правителя, как Грозный Черный амбань! Разве такой позволит похитить себя?»

А торговец ехал, ехал и говорит своим спутникам:

— Поезжайте дальше, не задерживайтесь, а я заверну к своему старому знакомцу. Не хотелось бы мне пугать его семью ни своим новым титулом, ни своим грозным именем. Пусть я для них останусь прежним торговцем.

Свернул он с дороги на узкую тропу и в скором времени добрался до маленького селения, в котором частенько останавливался под кровом одного гостеприимного дома. Обрадовались ему хозяева, но и печали своей не стали скрывать.

— Родился у нас младенец, — говорят они гостью. — Радоваться бы надо, но ребенок вот уже неделю заходится в беспрестанном плаче. Мы не знаем, что и делать.

Переступил торговец порог дома, и младенец смолк, задышал ровно-ровно и впервые уснул спокойным сном.

Вот попил гость чаю, поговорил с хозяином о разных разностях и прощаться стал, сославшись на неотложные дела. Только захлопнулась за ним дверь, как проснулся ребенок и заревел пуще прежнего.

Кинулись хозяева вслед за торговцем.

— Сделай милость, — говорят, — переночуй у нас. Мы хоть немного отдохнем. Ребенок-то, оказывается, только при тебе не плачет.

Грешно отказывать добрым да открытым людям. И остался торговец ночевать.

Вот захотелось ему среди ночи свежим воздухом подышать. Подошел он к двери. А надо вам сказать, что в этом селении двери на ночь еловыми колышками подпирали. Эту самую подпорку и прихватил с собой торговец, выйдя на улицу.

Присел он на крылечко, а подпорку рядом положил. Задумался бывший торговец, глядя на звезды, о своей странной судьбе, о своем теперешнем могуществе да величии и о полной беспомощности своей предугадать будущее. Вдруг слышит рядом с собой чье-то надсадное сопение и голос: «Сегодня к нам заходить нельзя. У нас гостит Грозный Черный амбань».

Огляделся торговец — никого рядом нет, только подпорка от двери, казалось бы, подпрыгивает да перекатывается по крылечку.

— Неужто это ты разговариваешь? — удивился торговец.

— Кроме меня — некому, — отвечает подпорка.

— Да разве вещи могут говорить? — спрашивает ее торговец.

— Смотря какие вещи, — отвечает подпорка. — Однажды небесные дети, спустившись на землю вместе со мной, заигрались и забыли меня в этом селении. Лежала я три года то под дождем, то под снегом, пока нынешний хозяин не подобрал меня, не принес к себе в дом и не нашел мне дела.

— Кого же ты не пускаешь в дом, с кем столь грозно разговариваешь, упоминая мой высокий сан? — полюбопытствовал он.

— Я говорила с духом здешнего Гнилого озера. Он похищает детей из этого селения. Только имя Грозного Черного амбаня отпугнуло его сегодня от нашего дома.

— А ты знаешь, как спасти младенца? — полюбопытствовал торговец.

— Небесным вещам все ведомо о вещах земных, — молвила подпорка. — Перво-наперво надо высушить Гнилое озеро, для этого хватит шестидесяти возов известнякового камня. Если известь разом вывалить в озеро, то оно вскипит, запенится, и белый туман с черным дымом заволокут небо. Ни капли воды не останется в Гнилом озере, и тогда со дна его выползет поганая черепаха, под панцирем которой и нашел пристанище болотный дух, похищающий детей.

— Будь мне помощницей и попутчицей, — попросил торговец еловую подпорку от дверей.

— Если хозяин отпустит, то пойду с тобой на край света, — согласилась подпорка.


На другое утро проснулись хозяева отдохнувшие, подобревшие и говорят:

— Семь ночей мы не смыкали глаз. Спасибо вам, дорогой гость, за ваш вещий приход к нам, за то, что дитя наше до сих пор спит — не просыпается, сил набирается. Не смеем вас больше задерживать.

— Я нашел след злодея, который мешает вашему покою, — говорит им гость. — Подгоните к озеру шестьдесят подвод, груженных известняком.

Собрались люди селения и сделали все, что сказал им торговец.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика