Yбэр Байгалай арадуудай угсаатанай зүйн музей
Yбэр Байгалай арадуудай угсаатанай зүйн музей

Yбэр Байгалай арадуудай угсаатанай зүйн музей – Буряад Уласта тэнгэри доро паркын түхэлэй гансахан музей – скансен музейнүүдэй тоодо ородог, тэрэнэй талмай дээрэнь заншалта һуудал байраһаань түүхын болон уран барилгын памятнигуудые шэрэжэ асараад, һэргээн бодхооһон. Музейн түүхэ 1968 онһоо эхитэй, Буряад АССР-эй Соёлой яаманай сайдай 1968 оной августын 19-нэй 201-дэхи захиралтаар «Yбэр Байгалай арадуудай угсаатанай соёлой болон һуудал байдалай музей-заповедник» эмхидхэгдэһэн юм. Энэ музейн мэдэлдэ «Буряад АССР-эй Соёлой яаманай бүхы уласай түүхын ба соёлой хүшөөнүүд болон зөөри хамгаалалгын үйлэдбэриин бүлгэм дамжуулагдаа.

Музейн нээлгэн Буряад АССР-эй 50 жэлэй ойн баярта дашарамдуулагдаһан байна. Музей харагшадта 1973 оной июлиин 6-да нээгдээ.

Мүнөө сагта музейдэ табигдаһан зүйлнүүдэй 6 комплекснууд хүдэлнэ. Тэдэ Yбэр Байгалда ажаһуудаг арадуудай (эвенкнүүдэй, һоёдуудай, Yбэр Байгалай ба Байгал шадарай буряадуудай, эртын жэнхэни һүзэг баримталдаг ородуудай, хасагуудай) заншалта соёл ба һуудал байдалтай танилсуулна. Yшөө археологиин комплекс бии. Тэрээн соо шухагта археологиин хүшөөнүүд (хуннуудай байра, хабтагар тэбхэр түхэлтэй ба майхан түхэлтэй хүүрнүүд, булаша хүдөөлүүлгэнүүд г.м.) ба «Ураданай Дээдэ –Yдэ» гэжэ хотын комплекс, тэрээн соо Улаан-Yдын XIX–XX-дохи зуун жэлэй эхинэй хүшөөнүүд дэлгээгдэнхэй.

Комплекс бүхэн ехэ һонирхолтой. Нэгэдэмэл ансамбль XIX–XX-дохи зуун жэлэй эхинэй эвенкнүүдэй, һоёдуудай, буряадуудай, ородуудай бодото, олон янзын байдал харуулна. Музейдэ табигдаһан юумэнүүд элдэб ондоо газарһаа асарагдабашье, жэнхэни оршон байдал харуулна.

Нээгдэһэн сагһаа хойшо музей уласай ажаһуугшадай ба айлшадай һонирхол ехээр татаһан зандаа. Сагай үнгэрбэшье музейдэ һонирхол һулардаггүй. Шэнэ экспозицинууд, выставканууд, анимационно хараха нааданай хүтэлбэринүүд, олондо зорюулагдаһан хэмжээ ябуулганууд, 1976 ондо нээгдэһэн хүн бүхэнэй дуратай «Амитадай булан» - эдэ бүгэдэ залуу хүгшэнгүй харагшадай һонирхолтатадаг юм.

В прежнее счастливое время жил охотник, не знавший промахов и не возвращавшийся домой с пустыми руками. Но как-то раз не добыл он ни птицы, ни зверя и на исходе дня прикорнул под сосной. Спит и видит во сне, будто наплывает на него со всех сторон желтый и синий туман. Открыл охотник глаза, а туман и в самом деле сжимается вокруг него плотным кольцом. В испуге охотник схватился было за лук, уже и тетиву натянул, но из тумана донесся человеческий голос:

— Не стреляй в меня, я не причиню тебе зла!

В тот же миг обернулся туман огненно-желтым змеем с пестрыми крыльями и говорит:

— Вот уже который год боремся мы с ядовито-синим змеем и не можем одолеть друг друга. Помоги мне!

— И рад бы помочь, да не знаю чем, — отвечает охотник.

Привел его змей на широкую поляну и говорит:

— Здесь мы каждый день сходимся с ядовито-синим змеем, сегодня мы схлестнемся с ним в смертельном поединке. Трижды взлетим мы в поднебесье, трижды сверзнемся на землю. А на четвертый раз окажется ядовито-синий змей наверху, станет он меня одолевать. В это время я и поверну к тебе его голову. Выстрели и попади в единственный глаз моего заклятого врага!

На другой день спрятал пестрокрылый змей меткого охотника в соседней с поляной лощинке, а сам стал своего врага поджидать.

На рассвете прилетел ядовито-синий змей и крикнул так, что горы содрогнулись:

— Выходи на поединок!

Вышел огненно-желтый змей с пестрыми крыльями, оплели они друг друга могучими телами, и пошла меж ними борьба не на жизнь, а на смерть. Трижды взлетели поединщики в поднебесье, трижды ударились о сырую землю. На четвертый раз оказался огненно-желтый змей поверженным, стал ядовито-синий змей одолевать. Последним усилием повернул желтый змей голову своего врага в сторону охотника. Увидел тот посреди змеиного лба выпученный глаз величиной с чашу, выстрелил из лука и попал точно в цель. Потек из смертельной раны ядовитый туман, вытравляя все живое на своем пути.

Накрыл огненно-желтый змей меткого охотника своим крылом и не выпускал три дня, пока туман не рассеялся. А когда прояснело, стал змей благодарить охотника:

— Без тебя не победить бы мне своего заклятого врага, сотворившего множество бед на земле. Он проглатывал каждый день по три зверя из моих владений, по три огненных змея — моих подданных. Он истребил бы весь наш род, добравшись до моих детей и престарелых родителей. Но ты пришел на помощь и спас нас. Пойдем со мной в страну огненных змеев, я хочу отблагодарить тебя.

Охотник согласился, и они спустились в глубокое подземелье, на стенах которого сияло множество драгоценных камней, а на всем пути и обочь его лежали огненно-желтые змеи, свернувшись кольцами. Миновав множество комнат, пришли они наконец к очагу, у которого сидели родители огненно-желтого змея с пестрыми крыльями. Рассказал он отцу с матерью о своем спасителе, об избавителе всех огненно-желтых змеев, и в благодарность за это взялись старики обучить меткого охотника семидесяти языкам.

— Станешь, — говорят, — понимать язык зверей и птиц, букашек и рыб, деревьев и трав. Но можешь взамен этого взять столько золота и драгоценных камней, сколько захочешь.

— Хочу знать семьдесят языков! — решил охотник.

— Но если ты откроешься кому-нибудь в том, что понимаешь все живое на свете, — тебя ждет погибель, — предупредили огненно-желтые змеи. — Не боишься этого?

— Нет, не боюсь, — отвечал меткий охотник.

Научили его огненные змеи семидесяти языкам и проводили домой. Идет охотник, вдруг слышит, приозерные мыши и птицы судачат между собой:

— С восточной стороны летит сюда ядовитый змей, чтобы отомстить за убитого собрата. Вытравит он вокруг озера все до последней травинки. Что нам делать, как нам быть?

Недолго думая, скинул охотник свой дэгэл, натянул его на пень и кушаком подпоясал. А сам взял камышинку в зубы и залез в озеро. Сидит он под водой, через камышинку дышит, змея поджидает.

Ровно в полдень прилетел с востока ядовитый змей, вытравляя все живое на своем пути. Только раскинул он свои крылья над озером, как выпустил меткий охотник свою стрелу. Прошила она насквозь ядовитого змея, стал он на землю падать и в это время увидел под крылом яркий дэгэл. «Хоть еще одну живую душу успею погубить перед смертью», — решил ядовитый змей. Кинулся он на наряженный в дэгэл да подпоясанный кушаком пень, обвил его тугими кольцами, сжег дотла и дух испустил.

Отправился охотник дальше. Идет мимо дома богача и слышит — собака лает:

— К нам не заходи! Хозяин наш скуп. Тебя не накормит.

Свернул охотник на другую сторону. Идет мимо ветхого дома, а собака бедняка тявкает:

— Заходи, добрый человек! Наш хозяин заколет черного барана, тебя накормит, мне косточки достанутся!

Зашел охотник в бедняцкий дом. Хозяин на радостях последнего барана заколол и угостил гостя. Бросил охотник мясную кость собаке. Стала собака ее грызть, повизгивая:

— Угостил меня гость, я тоже на добро добром отвечу, всю ночь не сомкну глаз, буду дом караулить.

Вот в глухую полночь, когда все уснули, явились волки и завыли:

— У-у-у бедняка не осталось ни одного барана, придется съесть его старую лошаденку-у-у.

А собака им в ответ:

— Только посмейте! Я так залаю, что разбужу хозяина, разбужу нашего гостя. Возьмет он свой тугой лук, свои каленые стрелы и перестреляет вас. Идите лучше к богачу, у него лошади пожирнее нашей будут.

Пришли волки на богачево подворье и завыли:

— У-у-у бедняка лошадь стара, у богача все лошади справные, мы пришли за самой жирной!

— Самая жирная — серая кобыла, — отвечают собаки спящего богача. — Давайте съедим ее вместе, а то скупой хозяин нас совсем не кормит.

Задрали волки серую кобылу и вместе с собаками ее съели.


Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика