Байкальские сказки

Художественный руководитель ансамбля «Булжамуур» Людмила Овчинникова: Я не тот человек, который будет почивать на лаврах

Художественный руководитель ансамбля «Булжамуур» Людмила Овчинникова: Я не тот человек, который будет почивать на лаврах

Образцовый ансамбль народного танца «Булжамуур» стал первым в Бурятии коллективом с званием«Заслуженный коллектив народного творчества РФ». За плечами ансамбля многочисленные победы на республиканских, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах детского танца. Основу репертуара коллектива составляют оригинальные хореографические постановки, построенные на обработке экспедиционных материалов по традиционным бурятским играм и молодежным забавам, а также национальные танцы народов севера и востока. Художественный руководитель ансамбля Людмила Овчинникова в интервью Восток-Телеинформ рассказала о пути коллектива к успеху, о том, откуда она черпает оригинальные идеи и кто может танцевать в именитом ансамбле.

- Людмила Доржиевна, расскажите, как образовался ансамбль? Кто стоял у его истоков?

- Коллектив образовался в 1984 году, но идея создания принадлежала не мне. После окончания в 1981 году института культуры, отделения хореографии я не планировала заниматься коллективом в направлении «Народный танец». Мне очень нравился бальный танец, и я увлеклась им настолько, что даже дипломную практику сдавала на базе коллектива «Туяна», который тогда базировался в Доме народного творчества. Но после окончания вуза впервые я увидела концерт «Лотоса», и была под большим впечатлением. Мне захотелось тоже окунуться в эту атмосферу восточного танца, надеть красивые костюмы, и спустя время я начала там заниматься. Я танцевала в «Лотосе», работала методистом в Доме народного творчества и меня все это устраивало. Потом мне предложили возглавить бальный коллектив «Туяна», на что я была готова, мне этого хотелось и нравилось. Также художественный руководитель «Лотоса» Дандар Бадлуев попросил меня готовить для них детей, создав детскую студию.Я понимала, что не владею восточной, бурятской хореографией, поэтому ответила, что буду заниматься бальными танцами. Но Дандар убедил меня, что будет помогать, и из любви к восточным танцам «Лотоса» я все же согласилась.

DSC04971.jpg

По характеру я такой человек, если за что-то берусь, то мне надо иметь результат. Учась и углубляясь в народные танцы, я увлеклась настолько, что до сих пор от этого увлечения не могу отказаться, и работаю уже более 30 лет. Но я никогда не была одна, всегда были помощники, которые внесли свой вклад в развитие коллектива.К примеру, выпускница народного отделения Бурятского Государственного хореографического училища,ученица «Булжамуур» Ирина Хунданова проработала балетмейстером-репетитором ансамбля 17 лет. Она поставила нам интересные танцы, которые вошли в основной репертуар. Также Василиса Тумурова - народная артистка Бурятии, звезда ансамбля «Байкал», мне помогала как постановщик с самого начала создания «Булжамуур». Она создала обширный репертуар именно бурятских танцев. Я тогда в Бурятии еще боялась трогать эту тему, она была не изучена для меня и я ставила восточные танцы – японские, корейские, что мне тогда нравилось и было ближе. Но потом, когда мы начали выезжать за пределы республики, я поняла, что там мы интересны именно тем, что мы буряты, что у нас есть свое национальное достояние, что мы другим интересны своей национальной культурой. Поэтому я начала работать в этом направлении. Как мне посоветовали именитые люди в народной хореографии: «Надо копать в своем огороде и это развивать». Таким образом, постепенно начала создавать репертуар на основе национальной хореографии. Но я никогда не отходила и от других танцев. У нас до сих пор в репертуаре есть и японский, и корейский, и узбекский танцы и северное направление. Детям ведь тоже интересно познать что-то другое.

- А откуда пришло название коллектива «Булжамуур»?

- Детской студией «Лотоса» мы были два года, потом директор Надежда Донсоронова сказала, что у нас уже есть интересный репертуар и коллективу нужно придумать свое имя. И я начала думать над названием. Мне хотелось такой легкой ассоциации с ансамблем, какой-то высоты, простора, степи, и, конечно, хотелось быть ближе к образу нашего народа. И я придумала Булжамуур, что в переводе означает «жаворонок», степная птица, которая парит высоко.

- В чем особенность ансамбля, какая у него визитная карточка?

- Я считаю, что лицо коллектива – это репертуар. И я стараюсь создавать эксклюзивные танцы. Для этого ищу образы, легенды, связанные с нашей культурой. На основе этого пишется либретто, музыка, шьются костюмы. У нас в репертуаре танцы только специально созданные для нашего ансамбля. Ведь именно по репертуару сразу можно узнать коллектив.

- У вас своя оригинальная хореография, на чем она основывается? Откуда берете идеи?

- У нас была программа, основанная на бурятских играх. Так, педагог ВСГАКИ Ольга Буксикова выпустила сборник, где были собраны игры, в которые и я играла в детстве. Все это было настолько мне близко, что написать сценарий к танцам по играм не составило никакого труда. И эти игровые танцы мы храним в репертуаре, танцуем из года в год, потому что дети их понимают.

DSC03525.JPG

Мне очень нравится сам процесс создания танца: когда пришла идея, когда пишешь музыку с композитором, придумываешь костюмы с художником, и с детьми начинаешь работать, объяснять им смысл танца. Поэтому мне все время хочется что-то новое и интересное добавлять в репертуар. А идеи приходят из различных образов, народной лексики, каких-то традиций и игр. Допустим, русский танец – это хороводы, пляски, то есть основа, откуда можно взять и развивать дальше разные темы и сюжеты. У бурят намного сложнее. К примеру, раньше дети пасли овец, помогали в хозяйстве, мяли шкуры, ездили на конях и прочее. Эти традиционные образы мы стараемся сохранить в танцах. Но танцы у нас не фольклорные, все это фантазии в моей голове. Есть, конечно, творческая усталость, но идеи еще есть. За 30 лет, конечно, уже кажется, что ты иссяк, чтобы оригинально воплотить идею. Поэтому хочется, чтобы пришла свежая сила со своими идеями, а я бы подсказала и направила. Но молодежь почему-то не идет. А я человек ответственный: не брошу все это, не уйду. Также, отмечу, что в любой работе человек должен найти близкого себе по духу человека. И мне в этом плане повезло - все, кто со мной работает, хорошо меня понимают.

- Какую музыку используете для номеров?

- Здесь мне также повезло, и я горжусь тем, что сотрудничаю с талантливым композитором Нараан Батором, который очень долго работал в театре «Байкал», а сейчас он в Монголии, в Китае. На каждое либретто совместно с композитором у нас написана своя музыка, поэтому мы и делаем хорошую, интересную программу. Также мы сотрудничаем с его талантливой дочерью Нар-Оюу Наранбаатар, которая много музыки написала к постановкам, и два произведения нам написала Екатерина Олерская. Сотрудничаем мы и с местными композиторами Павлом Кареловым, Олегом Шарендой. Я всегда стараюсь вовлечь как можно больше  композиторов, чтобы звучала разнообразная музыка, и вообще мне интересно работать с широким кругом людей.

Поскольку у нас создаются национальные танцы, то, соответственно, желательно использовать инструменты. Я люблю живой звук, чтобы всегда наряду с синтетикой звучали и живые национальные инструменты. Именно они передают музыке дух и энергию. И, когда я слышу звук национальных инструментов, мне прямо душу греет.

- Как часто булжамууровцы ездят представлять культуру Бурятии в другие регионы и страны? Как зрители принимают коллектив?

- Я считаю, обязательно нужно вывозить детей на конкурсы и фестивали, потому что только в соревновательной форме, глядя на другие коллективы, расширяется кругозор, самооценка, а если ты еще и победу привозишь оттуда, сразу приходит энтузиазм, хочется больше работать не только руководителям, но и детям. Они понимают, что показывают свою национальную культуру и это нравится другим. Нам очень много приходит предложений, чуть ли не каждый день звонят и с радостью приглашают коллектив на различные конкурсы и фестивали. Причем на очень престижные. Но я сейчас выбираю фестивали по значимости и по жюри, чтобы ансамблю, действительно, была дана профессиональная оценка. Очень радует, что стали проводить конкурсы между коллективами именно народной хореографии, а не где все смешано. Туда всегда с удовольствием едем. И сейчас очень хорошее предложение поступило, но о нем пока не буду рассказывать.

Я именно за национальный репертуар в ансамбле, чтобы сохранить этот колорит. Потому что именно этим мы интересны как российским, так и иностранным зрителям. Например, как-то мы поехали в Корею с корейским танцем, но там зрителям это неинтересно, тем более мы все равно никогда не станцуем так, как они. Также и с любой другой страной, а когда ты везешь что-то свое, это другое дело. Ведь там такого не видели, музыку такую не слышали, костюмы такие не видели и даже наши лица редкой красоты многие впервые видят. Им интересна наша национальная культура, зрители очень тепло на нас всегда реагируют.

- Кто может попасть в ваш коллектив?

- Многие почему-то думают, что в «Булжамуур» попасть сложно. Но на самом деле мы берем всех, у нас нет отбора. Надо только вовремя попасть, когда объявляется набор, а он ежегодный. Мы набираем детей в возрасте 5-6 лет, крайне редко берем чуть постарше. Раньше, да, был отбор, а сейчас - главное желание.

- Вы являетесь заслуженным работником культуры России и Бурятии, лауреатом премии «Душа России», что для вас значат все эти признания?

- Наверное, это признание моей творческой деятельности. Конечно, греет душу, что правительство замечает твою работу и дает ей высокую оценку. Первая ведомственная награда «Душа России» была мне присвоена в 2003 году, а потом она стала правительственной и мне ее снова вручили в 2015 году. Поэтому я дважды «Душа России». Конечно, приятно, что тебя ценят, и в народном творчестве ты имеешь свою нишу. И звание заслуженный коллектив народного творчества – это, конечно, тоже большое признание коллектива. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Я не тот человек, который будет «почивать на лаврах», не в моем характере. Всегда есть к чему стремиться, и я очень люблю свою работу. Я считаю, что в любой профессии ты должен постоянно овладевать ремеслом. Но если ты решил, что в ремесле достиг всего, всё - иди отдыхай. У меня такого ощущения пока нет и, надеюсь, появится оно еще не скоро.

27.10.2017